Дорогие друзья! Рады снова видеть вас на виртуальных страницах нашего Еженедельника! Сегодня в выпуске…

«Клиническая психотерапия 2.0: концептуальные, методические и практические вопросы нового этапа развития» — итоги конференции.

Институт психотерапии в лицах: Дмитрий Трофимов — компетентностный преподаватель Института психотерапии

Новости текущего цикла

Теория отношений В.Н. Мясищева: мишени психологической помощи, личность в норме и патологии — второй модуль многоступенчатой программы ЛОРП-практик

_____________________________________________________________________________

 

«Клиническая психотерапия 2.0: концептуальные, методические и практические вопросы нового этапа развития» — итоги конференции

Дорогие коллеги, 2 июля состоялось очень важное для нашего Института событие — 5-й научно-практический Семинар по клинической психотерапии. Тема семинара — «Клиническая психотерапия 2.0: концептуальные, методические и практические вопросы нового этапа развития» — была выбрана не случайно: необходимость проведения подобной конференции обусловлена, с одной стороны, тем, что все большее число специалистов в области психотерапии ощущают проблемы разрозненности психотерапевтического сообщества и потребность в едином фундаменте для своей работы. С другой стороны, концепция клинической психотерапии в отдельных своих компонентах разрабатывалась практически во всех ведущих психотерапевтических школах при работе с людьми, страдающими психическими расстройствами, на протяжении десятилетий, а в полном виде официально оформилась уже почти десять лет назад. Поэтому она, конечно же, требует проверки своей актуальности, соответствия времени и доработки.

Конференция проводилась в ставшем уже традиционном онлайн-формате на платформе ZOOM, позволяющем собрать большое число заинтересованных участников со всех регионов нашей страны и стран зарубежья. Однако модель ее была достаточно инновационной — в ней изначально была заложена дискуссия, в некотором роде даже возможность полемики с целью как можно более внимательно рассмотреть проблемы с разных сторон, собрать и участь все аргументы «за» и «против».

Конференция была организована при участии общественной лаборатории Института — лаборатории клинической психотерапии, научным руководителем которой является ректор, доктор медицинских наук Равиль Каисович Назыров, а модератором — руководитель направления «Клиническая психотерапия» Института, клинический психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт Ирина Викторовна Бубнова. Следует отметить, что и Равиль Каисович, и Ирина Викторовна участвовали в разработке первоначальной концепции и создании на ее основе практического руководства для использования клинической психотерапии в наркологии. Целью работы данной лаборатории является доработка концепции и распространение ее на другие клинические (нозологические) группы с публикацией соответствующего учебного пособия, руководства для врачей и клинических психологов. (Дорогие коллеги, в этой значимой для всей психотерапии работе можете принять участие и вы, подав заявку и став постоянным членом лаборатории!)

Докладом о концепции клинической психотерапии конференцию открыл Равиль Каисович Назыров. Он рассказал об истории ее создания, упомянув поручение Бориса Дмитриевича Карвасарского, дискуссии в клинике «Эйдос» с Александром  Константиновичем Королевым, теоретическую работу большой группы блестящих специалистов, в том числе Светланы Владимировны Ляшковской, Вячеслава Викторовича Холявко, Ирины Викторовны Бубновой и Валерия Яковлевича Сазонова, внедрение концепции в практику клиник России и зарубежья (в том числе в работу Кировского наркологического диспансера, Кировской психиатрической больницы им. В.М. Бехтерева, клиники Казахстана (при поддержке главного психиатра Республики Казахстан, доктора медицинских наук Алтынбекова Сагата Абылкаировича), а также написание руководства по клинической психотерапии в наркологии — пожалуй, единственного в своем роде подобного издания на рынке отечественной и зарубежной профессиональной литературы. И конечно же, Равиль Каисович представил основные ее положения концепции. Представить ее кратко позволяют следующие тезисы.

— Концепция клинической психотерапии служит потребности интеграции обширного и противоречивого мира психотерапевтических направлений, методов, форм и подходов в медицинскую организационно-методологическую контекстную рамку.

— Клиническая психотерапия является составной частью медицины, т.е. весь массив эмпирически востребованных психотерапевтических методов должен быть проанализирован, исходя из принятой в медицине системы критериев обоснованности и эффективности. Клиническая психотерапия — не новый психотерапевтический метод, а методическая система организации, управления, оценки качества и эффективности психотерапевтической помощи.

— Клиническая психотерапия может рассматриваться в качестве формирующейся медицинской науки нового типа — постнеклассической науки, где исследователь (как субъект познания) как минимум принимает участие в определении ее предметной области и формировании научного результата, ни в коем случае, конечно, не противоречащей уже существующим «классическим» научным данным медицины, полученным в ходе физиологических, биохимических и биогенетических исследований, и толерантной к любым другим системам психотерапии, воспринимающей их как потенциальный ресурс собственного развития.

— Эффективность клинической психотерапии в значительной степени определяется целостным взглядом врача-психотерапевта и медицинского психолога на причину расстройства и возможности лечения.

— Проведению психотерапии предшествует психотерапевтическая диагностика, проводимая врачом-психотерапевтом с привлечением при необходимости врачей других специальностей, медицинского психолога и специалиста по социальной работе. Результатом психотерапевтической диагностики является разработанная психотерапевтическая гипотеза, которая базируется на функциональном диагнозе.

— Психотерапевтическая гипотеза включает существенные выявленные этиопатогенетические факторы расстройства конкретного пациента, а также объяснительную схему, позволяющую увязать их с возникновением и развитием заболевания.

— Психотерапевтическая гипотеза формулируется с учетом актуального состояния пациента и возможных задач психотерапии и позволяет определить мишени психотерапевтического воздействия

— Психотерапевтическая гипотеза может рассматриваться в качестве прообраза психотерапевтического диагноза. (В будущем при развитии клинической психотерапии как системы и клинической практики возможно создание специальных типологий клинического психотерапевтического диагноза, который будет включать необходимые и достаточные элементы, позволяющие разработать индивидуальную психотерапевтическую программу, и станет частью функционального диагноза.)

— Мишени психотерапии — это фактически разложенная на составные цели психотерапии психотерапевтическая гипотеза.

— Предложено 5 групп психотерапевтических мишеней.

 

1. Нозологические мишени (связаны с проявлением болезни).

2. Личностно-психологические мишени (связаны с проявлением личностно-психологических особенностей, оказывающих значительное воздействие на болезнь).

3. Мишени психотерапевтического процесса (связанных с психотерапевтическими отношениями).

4. Мишени клинической ситуации (связанными с особенностью микросоциального окружения).

5. Мишени психотерапевтического метода (связанные с психотерапевтическими методами).

— С использованием выявленных психотерапевтических мишеней составляется индивидуальная психотерапевтическая программа (ИПП) — научно-обоснованный план психотерапии, определяющий ее методы, формы, виды и условия оказания психотерапевтической помощи на каждом этапе лечения и/или реабилитации.

— Реализуется ИПП полипрофессиональной бригадой специалистов.

 

Следующим значимым блоком конференции были выступления приглашенных спикеров с критикой концепции и ее поддержкой. С выступлениями против выступили известные специалисты в области психиатрии, психотерапии, клинической психологии, а также философии, деятели науки: Александр Петрович Коцюбинский, доктор медицинский наук, профессор, руководитель Центра психического здоровья Национального медицинского исследовательского Центра психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева, врач-психиатр; Александр Петрович Федоров, доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии и сексологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова, врач-психотерапевт; Екатерина Андреевна Колотильщикова, доктор психологических наук, клинический психолог; Дмитрий Викторович Алексеев, философ. Любопытным стал итог выступлений: критика оказалась направлена не на существование концепции, а, скорее, на форму ее изложения и теоретическую базу, т.е. была по сути перечнем задач на совершенствование!

Поддержали в своих выступлениях существующую концепцию Светлана Владимировна Ляшковская, кандидат медицинских наук, научный сотрудник научно-организационного отделения Национального медицинского исследовательского Центра психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева, врач-психотерапевт; Вера Григорьевна Кирилловых, врач-психотерапевт, преподаватель Института психотерапии и медицинской психологи им. Б.Д. Карвасарского; Александр Александрович Климов, директор Центра образования Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского, клинический (медицинский) психолог; Сергей Иванович Быков — проректор по развитию Института психотерапии, врач-психотерапевт, психиатр, кандидат медицинских наук, психотерапевт Единого Реестра профессиональных психотерапевтов Европы, автор лингвистического психотерапевтического метода ВМИЛ («Метод вербальной мифологизации и инициации личности»).

 

Необходимо сказать, что одной из причин, по которым мы организуем конференции, является желание узнать мнение по важным вопросам не только приглашенных спикеров, но и всех гостей, психологов, психотерапевтов и даже клиентов и пациентов — всех тех людей, которые ежедневно решают эти вопросы в своей жизни и практики! Поэтому следующим блоком конференции было разделение всех гостей на рабочие группы, в которых обсуждались три вопроса: уцелела ли концепция после приведения аргументов против, способна ли она противостоять критике научного сообщества, и, наконец, какие мероприятия способны помочь ее развитию и повысить устойчивость. У каждого гостя конференции была возможность поделиться своим мнением не только в ходе групповой работы, но и в ходе последующей свободной дискуссии!

Если подводить краткий итог, то было единодушно признано, что, во-первых, вопреки критическим замечаниям концепция уцелела. Во-вторых, в существовании данной концепции есть объективная необходимость и потребность (по меткому выражению одного из гостей — «этот маяк в ночи, к которому могут двигаться корабли всех психотерапевтических направлений»). И в-третьих, несмотря на то, что описание концепции, возможно, и требует некоторой доработки, первостепенной задачей все же стоит ее донесение до максимального числе специалистов с помощью образовательных программ, просвещения и сотрудничества в сфере психотерапии, в том числе через организацию встреч, семинаров, конференций и съездов различных специалистов! Мы это всецело поддерживаем, а значит в нашем Институте вас ждет еще множество интересных и познавательных мероприятий! Будем рады видеть вас, дорогие коллеги!

(Более подробное изложение докладов спикеров конференций, а также видеозаписи выступлений, мы обязательно подготовим для вас в ближайшее время!)

 

Институт психотерапии в лицах: Дмитрий Сергеевич Трофимов — компетентностный преподаватель Института психотерапии

Дорогие коллеги, сегодняшний герой нашей рубрики — Дмитрий Сергеевич Трофимов, компетентностный преподаватель Института психотерапии.

Дмитрий заканчивает факультет клинической психологии Уральского Государственного Медицинского Университета и уже второй год работает ассистентом медицинского психолога в отделении нейрореабилитации, а также проводит частные консультации.

Об Институте психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского Дмитрий узнал, когда искал для себя курсы повышения квалификации: «В нашей клинике очень разные пациенты, состояние которых требует индивидуального подхода, различных инструментов. И Институт привлек меня разнообразием курсов и преподаваемых подходов». Когда Дмитрий записывался на образовательные курсы, он узнал и про лабораторию методики и методологии обучения психотерапии КРИСТАЛЛ: «Я сразу загорелся, потому что хочу совмещать клиническую практику с преподаванием. Очень привлекла концепция личностно-ориентированного преподавания — это образование с человеческим лицом!». В Институте наш гость увлёкся и личностно-ориентированной психотерапией. Сейчас он работает компетентностным преподавателем, осваивает групповую и личностно-ориентированную терапию, сопровождает межцикловые встречи по ЛОРП.


Профессиональная цель Дмитрия — стать грамотным специалистом с качественной подготовкой как в клинической диагностике, так и в психотерапии, а также хорошим преподавателем. Главный жизненный принцип нашего гостя — честность с собой и другими людьми. «Мне кажется, это и есть основная цель психотерапии — понять себя и найти своё место в обществе», — говорит Дмитрий.

 

Новости текущего цикла

Теория отношений В.Н. Мясищева: мишени психологической помощи, личность в норме и патологии — второй модуль многоступенчатой программы ЛОРП-практик

Дорогие друзья! На минувшей неделе в нашем Институте состоялся второй модуль многоступенчатой программы «ЛОРП-практик», посвященный углубленному изучению теории отношений В.Н. Мясищева. Данная программа чрезвычайно важна для нас! Базирующаяся на теории Мясищева личностно-ориентированная психотерапия является главным методом Петербургской (Ленинградской) психотерапевтической школы и, наряду с клинической психотерапией и личностно-ориентированным обучением, одним из трех столпов (трех китов!), на которых зиждется наш Институт! Около 30–35% всех специалистов в России утверждают, что они используют ЛОРП в своей практике, но число тех, кто действительно понимает, что он делает, и может это объяснить, гораздо меньше и исчисляется десятками… Наши образовательные программы призваны изменить данную ситуацию.

После вступительного слова Равиля Каисовича Назырова, ректора нашего Института, компетентностный преподаватель Алексей Алексеевич Чмутов провел настроечные упражнения, в том числе предложил слушателям сосредоточиться на конкретном пациенте, чтобы поставить для себя и преподавателей четкие задачи на модуль. Участники цикла привели интересные кейсы, после чего начали разбираться с теоретическим материалом модуля. Где находится личность, в голове или пространстве? Когда начинаются отношения, до или после рождения? Каковы признаки гармоничной личности? Вот те вопросы, на которые слушатели вместе с преподавателем искали ответы.

Важно отметить, что в настоящее время в Институте все более расширяется практика, когда участники образовательных программ приводят на циклы своих клиентов и пациентов. Это решает целый ряд задач: слушатели, пригласившие пациента, получают интервизорскую и супервизорскую консультацию (в том числе со стороны наших преподавателей и ректора Института), другие участники цикла — опыт взаимодействия с реальным человеком и его реальной проблемой, а пациент — помощь ведущих специалистов в области психотерапии! Так и на данной программе слушатели под руководством Равиля Каисовича, общаясь с молодой девушкой с расстройством, попытались разобраться в системе ее отношений с особо значимыми людьми, дистантных отношений, отношений с миром вещей и самой собой.

Во второй половине дня вместе с Александром Александровичем Климовым слушатели продолжили беседу о структуре личности в представлении В.Н. Мясищева.

Следующий образовательный день Равиль Каисович начал с лекции о личности в норме и патологии, факторах социальной успешности и мишенях психологической помощи. На прием к психотерапевту приходит до 55% здоровых людей с психологическими проблемами. Поэтому крайне важно понимать, что с человеком происходит, каковы его трудности и пути их разрешения. Обязательное условие успеха — постановка качественной личной цели. Реализуемая нашим Институтом концепция личностно-ориентированного обучения подразумевает работу слушателей с собственными личными целями, что и было осуществлено в ходе учебного дня. После этого слушатели приступили к практике: под руководством ректора при общении с реальным пациентом они исследовали близкие и дистантные отношения, целеполагание, психические и физиологические процессы, успешность, наличие проблемы и болезни, наличие и выраженность тревоги, обиды, вины, скуки, усталости, глубину вербализации. Практикум проведения психотерапевтического интервью с опорой на теорию отношений продолжился с Александром Александровичем — уже в общении друг с другом.

Третий день программы был посвящен полноценному клиническому анализу психотерапевтического случая. В конце модуля слушатели подвели итоги, провели завершающие упражнения и поделились своим впечатлением: была отмечена значимость четкого опросника для проведения интервью, разграничения поведения в норме и патологии, модели помощи здоровым людям.

Дорогие коллеги, цикл продолжается, узнать о нем подробнее и подать заявку на участие в последующих модулях вы можете на сайте: https://spb-ipmp.ru/lr