Дорогие друзья! Приветствуем вас на виртуальных страницах нашего Еженедельника!  В сегодняшнем выпуске …

Институт психотерапии в лицах: Алла Сергеевна Образцова — преподаватель Института психотерапии

Лаборатория клинической психотерапии

Новости текущего цикла

Первый шаг программы профессиональной переподготовки «60 шагов в психотерапию» — Устройство психики в аспекте уровня воздействия психотерапии, исследование анамнеза (психотерапевтическое интервью)

Психотерапевтическая техника недели: «социальный атом»

Институтская кухня: «Переходи на ЛОРП», или межцикловые встречи по личностно-ориентированной реконструктивной психотерапии

 

 

Институт психотерапии в лицах: Алла Сергеевна Образцова — преподаватель Института психотерапии

Дорогие друзья, представляем вам гостью сегодняшнего выпуска: Алла Сергеевна Образцова — клинический психолог и преподаватель нашего Института.

Алла Сергеевна занимается частной психологической и супервизорской практикой. Однако в начале своей профессиональной деятельности она работала на телефоне экстренной психологической помощи, откуда и проистекает ее первый узконаправленный профессиональный интерес — люди, переживающие утрату. «Несколько лет я вела суппортивные группы для людей, чьи близкие совершили суицид, — рассказывает наша гостья. — Сегодня эта тема также продолжает присутствовать в моей практике, но уже только в формате индивидуальной психотерапии. В какой-то момент мне стало ясно, что накопленный опыт важно передавать. Так родилась идея преподавания, которая и воплотилась на базе нашего Института. Это важная часть моей деятельности, которая, судя по всему, будет значительно расширяться».

В зоне профессиональных интересов Аллы Сергеевны некоторое время назад оказались расстройства личности, что и привело ее в Лабораторию психотерапии пограничных состояний, в работе которой она принимает активное и деятельное участие.

Помимо преподавания и работы в общественных научных лабораториях, Алла Сергеевна является членом методического совета Института Карвасарского: «Мои отношения с Институтом сложились довольно стремительно. Это первое учебное заведение, где метод обучения совпал с моим собственным видением. Компетентностное преподавание представляется мне перспективным и эффективным способом подготовки специалистов в области психотерапии, поэтому я с большим удовольствием и интересом принимаю участие в разработке методической стороны образовательных программ Института».

 

Лаборатория клинической психотерапии

На минувшей неделе состоялось первое после конференции по клинической психотерапии заседание лаборатории. Постоянные участники лаборатории обменялись мнениями по прошедшей конференции, разобрали три рабочих вопроса и обсудили включение новых лаборантов: в лаборатории будут организованы малые группы по 2–3 человека, руководить группой будет опытный лаборант, который обучит новых членов и подготовит их к работе над задачами лаборатории. Также на заседании был разработан план написания статьи ВАК по итогам конференции. С этой целью благодаря помощи коллег из других общественных лабораторий были подготовлены стенограммы выступлений гостей и организаторов конференции. Тексты этих выступлений будут изучены участниками лаборатории, переработаны, дописаны и преобразованы в полноценную научную статью. Продолжилась и работа над изданием будущего руководства: к следующей встрече лаборанты прочитают и подготовят к обсуждению раздел руководства по клинической психотерапии в наркологии, посвященный функциональному диагнозу.

 

Новости текущего цикла

Первый шаг программы профессиональной переподготовки «60 шагов в психотерапию» — Устройство психики в аспекте уровня воздействия психотерапии, исследование анамнеза (психотерапевтическое интервью)

Дорогие друзья, на минувшей неделе с шага «Устройство психики в аспекте уровня воздействия психотерапии, исследование анамнеза (психотерапевтическое интервью)» официально началась наша вечерняя программа профессиональной переподготовки для врачей и психологов «60 шагов в психотерапию».

Данный шаг познакомил слушателей с биопсихосоциальной концепцией понимания природы человека. После самостоятельного изучения видеоматериалов в личном кабинете в понедельник и прохождения небольшого теста для проверки усвоения материала уже во вторник слушатели приняли участие в живой (онлайн) лекции ректора Института Равиля Каисовича Назырова, где смогли задать вопросы, убедиться в понимании пройденного и закрепить изученное, по-настоящему превратив его в интериоризированное знание. В этот же день участники программы вместе Равилем Каисовичем и Марией Ивановной Кадюковой, методистом Вечернего Института, разобрали кейсы и провели модельное взаимодействие, отработав необходимое умение задавать вопросы по каждой сфере биопсихосоциальной парадигмы. А уже в четверг они получили опыт взаимодействия с реальным пациентом и его реальной проблемой, чтобы на занятии в субботу концептуализировать вместе с преподавателями случай и завершить формирование компетенции объемного понимания страдания пациента. Вот такая короткая, но очень важная и насыщенная программа!

Дорогие коллеги, уже сегодня, 19 июля 2021 г., стартует шаг «Личность пациента в психотерапии с позиции Петербургской (Ленинградской) психотерапевтической школы: диагностика и формулирование личностных особенностей пациента», где вы можете научиться описывать личность пациента в концепции теории отношений В.Н. Мясищева и выделять личностные факторы его страдания, а в следующий понедельник, 26 июля, — шаг «Психотерапевтическая интервенция: личностное воздействие в психотерапии», где вы сможете понять суть личностного воздействия в психотерапевтической интервенции и выделить его критерии. Напоминаем, что возможно участие как в полной программе «60 шагов в психотерапию», так и в любом ее отдельном мероприятии! Присоединиться к слушателям Вечернего Института вы можете по ссылке: https://vip.spb-ipmp.ru/

 

Психотерапевтическая техника недели: «социальный атом»

Дорогие друзья, данную технику мы уже описывали в одном из первых выпусков нашей электронной газеты. Но, во-первых, повторение — мать учения , а во-вторых, «социальный атом» регулярно фигурирует в наших образовательных программах, поскольку позволяет, как ни одно другое упражнение, проиллюстрировать структуру личности пациента.

Данная техника происходит из работ Якоба Леви Морено, отца-основателя классической психодрамы и социометрии. Изначально по Морено «Социальный атом» — это даже не техника, это, скорее, операциональное понятие: «…это наименьший элемент структуры отношений, который состоит из всех отношений между человеком и окружающими его людьми, которые в данный момент тем или иным образом с ним связаны» (нет ли здесь связи с понятием личности в Ленинградской психотерапевтической школе?) Называя описываемое понятие «атомом», Морено подразумевает не только схожесть с ядром («Я»), вокруг которого вращаются электроны (отношения с другими). Он имеет ввиду и греческое значение слова: «атом» означает «неделимый» — человека нельзя рассматривать просто как индивида, его всегда следует рассматривать в свете его отношений.

Как психотерапевтическая техника «Социальный атом» имеет множество различных модификаций. Мы расскажем вам о той, которую используем на своих образовательных циклах. Мы предлагаем рассмотреть социальный атом под углом личностного механизма. Мы просим слушателей изобразить графически себя, как центр («солнце»), а на концентрических орбитах нарисовать важные для себя объекты — отдельных людей (муж, жена, мать, дочь и т.д.), группы людей (семья, дети, братья и сестры, родители, рабочий коллектив и пр.) и понятия (деньги, власть, здоровье и т.д.). Чем больше значимость этих объектов, больше ощущение их социальной близости, тем ближе к центру их следует располагать; чем меньше значимость — тем их следует располагать дальше.

Подобная иерархизация объектов является сама по себе личностным воздействием и помогает человеку многое понять о себе. Но на наших циклах (прежде всего очных) мы порой идем дальше, раскручивая возможности данного упражнения в лучших традициях психодрамы Морено!) Мы в буквальном смысле разыгрываем нарисованный «Социальный атом» слушателя, когда он как протагонист назначает на роли объектов своих орбит других участников образовательной группы. И вот тут возможны совершенно новые открытия!

Попробовать данное упражнение на практике и обучиться его проведению, чтобы эффективно использовать в работе с собственными пациентами, вы можете в Группе продленного дня нашего Института, проходящей в формате онлайн каждую среду. Данная техника будет разобрана в Группе уже 28 июля 2021 г. Узнать подробнее и подать заявку на участие можно по ссылке: https://spb-ipmp.ru/vi

 

Институтская кухня: «Переходи на ЛОРП», или межцикловые встречи по личностно-ориентированной реконструктивной психотерапии

Как вы уже наверняка знаете, некоторое время назад в нашем Институте стартовал многоступенчатый цикл «Личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия. Подготовка уровня ЛОРП-практик», включающий целых 10 модулей и позволяющий овладеть главным методом Петербургской (Ленинградской) психотерапевтической школы практически в совершенстве (узнать о цикле подробнее и присоединиться вы можете по ссылке: https://spb-ipmp.ru/lr).

Однако учебными модулями данная программа не ограничивается! Промежуток между образовательными ступенями составляет примерно 1,5 месяца, но он не проходит впустую! Чтобы актуализировать знания, полученные на цикле, помочь специалистам в формировании компетенций и поддержать их в начале практики (а также при ее расширении) мы организовали межцикловые встречи. Всего между одним модулем и последующим их три: балинтовская группа, читательский клуб и встреча начинающих ЛОРП-терапевтов с носителем метода.

Балинтовская группа ЛОРП-практик — группа взаимопомощи для специалистов, основанная на здравом смысле, эмоциональной поддержке и обмене опытом. Это эффективный метод тренировки коммуникативных навыков в профессиональной среде и профилактики эмоционального выгорания. В фокусе внимания такой группы находится не столько техническая сторона ведения пациента или клиента, сколько эмоциональное состояние специалиста, что отличает ее от интервизии или клинического разбора. Встреча происходит следующим образом. Сначала каждый участник заявляет проблему, которую ему хотелось бы обсудить, из всех проблем группа совместно выбирает наиболее актуальную. Далее все участники задают проясняющие вопросы по выбранной проблеме, после чего выдвинувший ее участник формирует группе запрос. Каждый участник в меру своих возможностей откликается на запрос — оказывает поддержку, делится опытом, дает рекомендации. Участник с разбираемой ситуацией благодарит помогающих ему коллег и рассказывает, что он планирует делать дальше. Завершается группа шерингом.

Читательский клуб ЛОРП — это возможность совместно с коллегами познакомиться с литературой по личностно-ориентированной реконструктивной психотерапии. Для каждой встречи выбирают отрывок, с которым участники заранее знакомятся самостоятельно. Сама встреча включает дискуссию с обменом мнениями и всесторонним рассмотрением изученного материала. Такая групповая работа способствует более полной интериоризации теоретических знаний. Кроме того, в процессе групповой работы выявляются и совместными усилиями устраняются пробелы в теоретической подготовке слушателей. А те вопросы, на которые группа не может найти ответ, можно задать опытному ЛОРП-специалисту на следующей встрече.

Встреча начинающих ЛОРП-терапевтов с носителем метода «ПЕРЕХОДИ НА ЛОРП» — это уникальная возможность взаимодействия с коллегами и опытным носителем метода в менее формальной среде. Данная встреча направлена на рефлексию и оптимизацию собственной профессиональной деятельности. Состоит встреча из двух частей. Сначала происходит разбор состояния личной практики каждого слушателя (ведет ли он работу с клиентами/пациентами, на какой стадии эта работа находится, как в ней используются принципы ЛОРП), а также возникающих трудностей. На основе этого разбора и материала предыдущих встреч участники формулируют вопросы к опытному ЛОРП-специалисту, на которые тот отвечает во второй части встречи.

Главное же, дорогие коллеги, в том, что принять участие в межцикловых встречах могут не только слушатели программы «ЛОРП-практик», но и все желающие (уточнить условия и стоимость участия можно у ведущего встреч — Дмитрия Сергеевича Трофимова, psytrofimov@gmail.com)