Дорогие друзья! Приветствуем вас на виртуальных страницах нашего Еженедельника!  В сегодняшнем выпуске …

Институт психотерапии в лицах: Ирина Борисовна Рамаева — участница лаборатории психотерапевтической лингвистики

Новости текущего цикла

Второй шаг программы профессиональной переподготовки «60 шагов в психотерапию» — Личность пациента в психотерапии с позиции Петербургской (Ленинградской) психотерапевтической школы: диагностика и формулирование личностных особенностей пациента

Личность в норме и патологии. Клинико–психологическое вмешательство в лечении расстройств личности и помощи здоровым людям с психологическими проблемами

Лаборатория психотерапевтической лингвистики

Институтская кухня: подготовка к 9-му Семинару «КРИСТАЛЛ» по методологии и методике обучения психотерапии на тему «Практическая реализация принципов андрагогики в системе дополнительного профессионального образования врачей-психотерапевтов и медицинских психологов»

Технологии компетентностного обучения: 7D-модель компетенций

 

Институт психотерапии в лицах: Ирина Борисовна Рамаева — участница лаборатории психотерапевтической лингвистики

Дорогие друзья, гостья сегодняшнего выпуска — Ирина Борисовна Рамаева, постоянная участница лаборатории психотерапевтической лингвистики.

Ирина Борисовна — координатор проектов БФРГ «Добрый город» г. Тольятти, коррекционный педагог-дефектолог, общественный деятель, член совета по делам инвалидов при администрации г.о. Тольятти, организатор реабилитационных курсов. Деятельность нашей гостьи активна и разнообразна, а главное — очень важна и благородна: она проводит практические семинары для специалистов коррекционной сферы, организует и проводит групповые нейрокоррекционные занятия для родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья (группа «мама/папа+ребенок»), оказывает им психологическую и коррекционную помощь. «Мои проекты направлены на укрепление семьи, на развитие инклюзии и на привлечение внимания к межличностному внутрисемейному взаимодействию, на образование молодых специалистов, повышение общей грамотности населения и развитие личности в парадигме социо-культурной и исторической идентификации индивида в обществе», — рассказывает Ирина Борисовна. Кроме того, она организует психологические тренинги с подростками, курсы гидрореабилитации, а также продвигает спорт среди детей-инвалидов области (и даже запустила в производство выпуск спортивного инвентаря, применяемого в реабилитации — и это единственное подобное производство в России!).

Несмотря на интерес к педагогической деятельности практически с детства, первым образованием Ирины Борисовны было экономическое и управленческое.  Однако жизнь привела ее к истинному призванию, хоть и жесткими путями: «Тринадцать лет назад в нашей семье появился второй ребенок, и жизнь переменилась: у сына инвалидность и редкие диагнозы, требующие внимательного ухода и активной реабилитации. Муж попросил бросить все и заниматься только сыном. Так я открыла для себя нейропсихологию, которая поглотила меня навсегда. С тех пор я непрерывно учусь, совершенствуюсь в области нейропсихологии, коррекционной педагогики и реабилитации». Со временем Ирина Борисовна накопила большой опыт, которым просто необходимо было делиться. Сегодня она не только реабилитирует собственного сына, но и помогает семьям, столкнувшимся с подобными проблемами, в том числе через общественную и благотворительную деятельность. Да так успешно, что выиграла в этой сфере уже пять президентских грантов!

С нашим Институтом Ирина Борисовна познакомилась 3 года назад. «С того момента, — рассказывает наша гостья, — Институт психотерапии и медицинской психологии стал одной из важных частей моей жизни, платформой профессионализма для моего компетентного роста. Я все больше восхищаюсь как преподавателями и программами, так и общей образовательной концепцией. Для меня обучение здесь — всегда приятное путешествие в мир знаний, которое дает новые ресурсы, вдохновение, импульсы для творчества в работе и в разных сферах жизни, когда струны души играют, сочинив мелодию в мажоре!» От лица Института хочется сказать, как необыкновенно приятно слышать о нашей деятельности такие слова!

Ирина Борисовна принимает постоянное и активное участие в работе Лаборатории психотерапевтической лингвистики: «Для меня большая честь находиться в одном пространстве и обучаться у генералов психотерапии современности, которые всегда помогают, с уважением относятся к разным мнениям. Концепция психотерапевтической лингвистики очень созвучна и откликается моему видению мира и подачи профессии».

В жизни для нашей гостьи важны любовь, уважение и честность перед собой и другими: «Для меня важно принимать свою жизнь и ситуации в ней каждый день, каждый час постигать то, что нравится, узнавать то, на что мое сердце откликается, быть благодарной миру, откликаться на добро, возможности и людей вокруг!».

Ирина Борисовна увлекается декупажем, с удовольствием читает разную литературу, любит поэзию и сама пишет стихи, играет на фортепиано, обожает театр, классическую музыку, путешествия, верховую езду и, особенно, проявления профессионализма во всех профессиях!

 

Новости текущего цикла

Второй шаг программы профессиональной переподготовки «60 шагов в психотерапию» — Личность пациента в психотерапии с позиции Петербургской (Ленинградской) психотерапевтической школы: диагностика и формулирование личностных особенностей пациента

Дорогие друзья, на минувшей неделе наша вечерняя программа профессиональной переподготовки для врачей и психологов «60 шагов в психотерапию» продолжилась образовательной неделей, посвященной концепции личности в Петербургской (Ленинградской) психотерапевтической школе.

Данный шаг познакомил слушателей с пониманием личности в учении В.Н. Мясищева. В соответствии с выверенной образовательной системой Вечернего Института в понедельник слушатели познакомились с учебными материалами самостоятельно, после чего прошли небольшой тестовый контроль и во вторник были допущены к очным занятиям. Вместе с Равилем Каисовичем Назыровым они прояснили сложные моменты концепции личности в Ленинградской школе и тонкости теории отношений В.Н. Мясищева, а в ходе модельного взаимодействия с друг с другом и разбора представленных кейсов смогли овладеть практическим умением описывать личность пациента как систему его отношений. Закрепить это умение в работе с реальным человеком слушатели смогли в четверг. После сессии с пациентом описать его личность участникам было предложено в ходе домашнего задания. В субботу слушатели обсудили его выполнение, поделились мнениями и концептуализировали случай вместе с преподавателями. Проделанная работа помогла участникам образовательной недели сформировать компетенцию определения личностных факторов страдания пациента для последующего создания эффективной психотерапевтической программы.

Дорогие коллеги, уже сегодня, 26 июля 2021 г., стартует шаг «Психотерапевтическая интервенция: личностное воздействие в психотерапии», где вы сможете понять суть личностного воздействия в психотерапевтической интервенции и выделить его критерии. А всего через две недели, т.е. с 9 августа, начнется еще один модуль вечерней образовательной программы, состоящий из трех шагов: «Прогресс и классификация в психотерапии», «Объекты психотерапевтического воздействия и формы психотерапии» и  «Психотерапевтическая лингвистика». Напоминаем, что возможно участие как в полной программе «60 шагов в психотерапию», так и в любом ее отдельном мероприятии! Присоединиться к слушателям Вечернего Института вы можете по ссылке: https://vip.spb-ipmp.ru/

Личность в норме и патологии. Клинико–психологическое вмешательство в лечении расстройств личности и помощи здоровым людям с психологическими проблемами

На первом модуле данного цикла, «Клинико-психологическая помощь здоровым людям с проблемами», участники программы вместе с нашими преподавателями сделали очень многое:

  • дали определение понятию «психологическое здоровье»;
  • разобрались с тем, что следует подразумевать под словом «личность»;
  • выяснили, чем здоровый человек с психологическими проблемами отличается от человека с патологией, и как эту границу между проблемой и патологией нащупать;
  • узнали, какие существуют виды консультирования здоровых людей;
  • и конечно же, попрактиковались в консультировании в тройках «клиент–консультант–интервизор».

После знакомства и распределения участников программы по профессиональным семьям вместе с методистом Евгенией Александровной Рыбаковой слово взяли Равиль Каисович Назыров, ректор Института, и Ирина Сергеевна Королева, первый проректор, которые поведали слушателям об особенностях Института Карвасарского и направленности данного цикла, а также помогли им в выполнении компетентностных упражнений (узнать об упражнении «7Д-профиль компетенций» подробнее вы можете далее в этом выпуске). Во второй половине дня Екатерина Андреевна Колотильщикова, клинический психолог, доктор психологических наук, прочитала слушателям лекцию о психологическом консультировании здоровых людей с проблемами и основах профессиональной коммуникации в работе со здоровым человеком.

Следующие два дня модуля были полностью посвящены психологическому консультированию. В чем его отличие от психотерапии, в каких случаях показано одно, а в каких — другое, и какие виды психологического консультирования существуют, слушателям помогла разобраться клинический психолог Мария Сергеевна Рейман. И конечно же, все участники смогли опробовать на практике проблемно-ориентированное, личностно-ориентированное и решение-ориентированное психологическое консультирование, работая в группах попеременно в качестве клиента и консультанта.

Второй модуль цикла, «Клинико-психологическая помощь на различных этапах жизненного цикла человека», был очень насыщенным. Сначала вместе с врачом-сексологом, доктором медицинских наук, профессором Борисом Егоровичем Алексеевым и клиническим психологом Александром Вадимовичем Никулиным слушатели разобрались с современными представлениями о сексуальных расстройствах, ролью в помощи пациентам данной группы различных специалистов и особенностях коммуникации с ними.

Во второй день модуля вместе с клиническим психологом, нейропсихологом Татьяной Олеговной Царевой участники программы изучали основы клинико-психологической помощи пациентам детского возраста, а также конкретные ее технологии — методику «несуществующее животное», игровой тренинг и пр.

Последний день модуля был посвящен особенностям работы с пожилыми людьми. Ольга Юрьевна Стрижицкая, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ, помогла слушателям изучить психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста, а также способы индивидуальной и групповой психотерапевтической помощи данной категории пациентов, их возможности и ограничения.

Следующий аналогичный цикл пройдет в нашем Институте с 18 по 30 июля 2022. Узнать о нем подробнее и подать заявку на участие вы можете на нашем сайте: https://spb-ipmp.ru/lnp

 

Лаборатория психотерапевтической лингвистики

На очередной сессии лаборатории продолжилась дискуссия о предмете и объекте психотерапевтической лингвистики. Протагонистическая пара Надии Юмаевой и Дениса Левина отвечала на вопросы коллег по поводу содержания выдвинутого ими варианта определений. Вопросы, как и всегда, были достаточно сложными, неоднозначными и требующими дальнейших размышлений… Например, относится ли к сфере психотерапевтической лингвистики пересказ пациентом содержания психотерапевтической сессии своему родственнику. А видео- или аудиозапись проведенной сессии?.. А обсуждение этой записи — в профессиональном сообществе или случайными интернет-пользователями (если запись была выложена в сеть)? Вопросов еще много!

Еще одним пунктом минувшей встречи было обсуждение предстоящей конференции по психотерапевтической лингвистике. Предварительная дата конференции — 7 октября 2021 г., тема же ее будет очень интригующей — «Язык в психотерапии: лечебная субстанция или способ ее доставки к страдающей личности». На конференции мы планируем собрать ведущих специалистов в различных направлениях психотерапии и вместе с ними поразмышлять, лечит ли язык сам по себе или он просто является «лекарственной формой» для какого-то иного исцеляющего воздействия. Было бы очень интересно узнать ваше мнение по данному поводу, дорогие коллеги!

В рамках подготовки к конференции в лаборатории было принято решение составить тезисы концепции психотерапевтической лингвистики и провести параллели с концепцией клинической психотерапии — одной из опор деятельности нашего Института.

 

Институтская кухня: подготовка к 9-му Семинару «КРИСТАЛЛ» по методологии и методике обучения психотерапии на тему «Практическая реализация принципов андрагогики в системе дополнительного профессионального образования врачей-психотерапевтов и медицинских психологов»

Наш Институт вот уже несколько лет занимается обучением специалистов в области психологии и психотерапии, непрерывно совершенствуя как содержание образовательных программ, так и методику их преподавания. Откинув ложную скромность, можем с уверенностью сказать, что в этой сфере мы достигли больших успехов и накопили огромный опыт, которым рады будем поделиться. С другой стороны, наш Институт был и остается открытой системой — мы с интересом и готовностью воспринимаем все новые веяния и достижения. Именно поэтому в преддверии нашего октябрьского образовательного цикла «Обучение взрослых. Как обучать психологов и психотерапевтов?» (узнать о нем подробнее вы можете на нашем сайте: https://spb-ipmp.ru/ov), который будет крайне полезным для всех людей, занятых в сфере обучения специалистов помогающих профессий, нам захотелось обсудить с вами целый ряд волнующих вопросов, касающихся компетенций психотерапевта экспертного уровня и способов их выработки. С этой целью мы приняли решение посвятить данной теме очередную конференцию, проводимую под эгидой нашего Института лабораторией «Кристалл» — лабораторией, вся деятельность которой сосредоточена на разработке и совершенствовании методики и методологии обучения специалистов. Конференция состоится 26 августа 2021 г. в 17.00 и будет традиционно интересной, включающей продуктивную дискуссию и блестящие выступления спикеров (в том числе ректора нашего Института, Равиля Каисовича Назырова, и первого проректора, Ирины Сергеевны Королевой, а также, предположительно, Михаила Владимировича Кларина, главного научного сотрудника Лаборатории дидактики и философии образования Института стратегии развития образования РАО, доктора педагогических наук, члена-корреспондента РАО). Подать заявку на участие в Семинаре можно будет уже совсем скоро — следите за нашими новостями!  А поделиться своими мыслями и идеями по его теме можно уже сейчас, будем рады вашим письмам!

 

Технологии компетентностного обучения: 7D-модель компетенций

Дорогие коллеги! Одна из миссий нашего Института — продвижение личностно-ориентированной системы обучения. Поскольку число наших читателей, начиная с первых выпусков Еженедельника, значительно выросло, мы считаем своим долгом еще раз познакомить вас с конкретным технологиями, используемыми на всех наших образовательных циклах… чтобы не заманивать вас яркой рекламой, а привлекать на свою сторону четкой информацией, наглядно аргументирующей плюсы обучения в нашем Институте! )

Одним из главных компетентностных упражнений, традиционно выполняемых в начале каждого цикла, является упражнение «Профиль моей компетентности: 7D-модель». Оно помогает настроиться на наиболее эффективное впитывание учебного материала (притом именно того, которое необходимо слушателю на данном жизненном этапе). Суть упражнения заключается в оценке актуального и идеального уровня собственных компетенций по семи векторам: клинические группы, методы психотерапии, формы психотерапии, социально-демографические характеристики пациента, возрастные характеристики пациента, условия проведения психотерапии (форма организации психотерапевтической помощи), виды психотерапевтической деятельности. Оценку можно не только сформулировать для себя или вслух: ее можно (и нужно!) обозначить на соответствующем векторе графически, получив в итоге наглядную диаграмму. При этом упражнение задействует сразу три аспекта: в ходе обдумывания и выполнения задания происходит, во-первых, рефлексия текущего состояния собственной практики, а во-вторых, актуализация внутренней картины профессионального успеха. В-третьих же, сравнение двух полученных диаграмм помогает слушателю четче понять, в каких именно моментах нужно «дожать», на чем нужно сконцентрировать свое внимание и куда направить силы, чтобы реальная картинка лучше совмещалась с идеальной.