Дорогие друзья! Рады новой встрече с вами! В сегодняшнем выпуске нашего Еженедельника …

Институт психотерапии в лицах: Екатерина Сергеевна Зотова — участница лаборатории психотерапии пограничных состояний

Новости текущего цикла

Когнитивно-поведенческая терапия: суть, принципы и особенности КПТ терапии

Психотерапевтическая техника недели: когнитивно-поведенческая техника «падающая стрела»

Технологии компетентностного обучения: упражнение «Мой пациент»

 

Дорогие друзья! Рады новой встрече с вами! В сегодняшнем выпуске нашего Еженедельника …

 

Институт психотерапии в лицах: Екатерина Сергеевна Зотова — участница лаборатории психотерапии пограничных состояний

Дорогие друзья, рады представить вам гостью нашего сегодняшнего выпуска — Екатерина Сергеевна Зотова, постоянная участница лаборатории психотерапии пограничных состояний.

Более 20 лет Екатерина посвятила юридической специальности, окончив в 1998 году Московскую Государственную Юридическую Академию. «Мой адвокатский опыт охватывал работу с людьми, находящимися в кризисе, с жертвами насильственных преступлений и их родными, — рассказывает Екатерина. — Важным аспектом этого опыта было создание условий, при которых психотравмирующая ситуация могла бы восприниматься моими клиентами менее остро, а также поиск возможности для восстановления их социально-психологической адаптации». Со временем интерес нашей гостьи к психологическим аспектам помогающей деятельности определил путь ее нового профессионального развития: Екатерина прошла переподготовку в области психологического консультирования с правом ведения консультационной деятельности и начала частную психологическую практику. Ощущая потребность в новых знаниях и повышении уровня компетенции, Екатерина познакомилась с нашим Институтом: «Мне необходим был новый, качественно иной уровень подготовки. Этим уровнем для меня стало обучение в Институте». Здесь Екатерина получила образование в области клинической (медицинской) психологии со специализацией по личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии. Погружение в учебный процесс Института открыло для нее и дополнительные возможности — наша гостья стала участницей лаборатории психотерапии пограничных состояний. «Это как нельзя лучше отразило мой актуальный запрос на профессиональный рост, — рассказывает Екатерина. — Исследования нашей лаборатории в области психотерапии пограничных состояний позволяют сочетать научный подход с практической психотерапевтической работой. Их итогом стала подготовка проекта методических рекомендаций для специалистов, занимающихся психотерапией неустойчивой психопатии и других типов психопатий. В нашей лаборатории рассматриваются и другие аспекты применения психотерапии различных направлений, а также дифференциально-диагностические вопросы. На клинических примерах мы моделируем сложные моменты диагностики и психотерапии, ищем пути решения, что является уникальной особенностью нашего учебно-научного пространства. Для меня наша лаборатория с ее рабочей и творческой атмосферой — место развития и профессионального роста, место самораскрытия и укрепления профессиональной идентичности в кругу коллег, с которыми я «дышу одним воздухом».

В настоящее время Екатерина сочетает практическую и исследовательскую деятельность, продолжает подготовку в методе личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии в Институте Карвасарского и обучение в магистратуре по программе «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» НИУ ВШЭ. Свободное время наша гостья любит проводить в путешествиях и занятии живописью. Кроме того, Екатерина пишет маленькие рассказы, которые использует как иллюстрации феноменов психологических проявлений человека в разных обстоятельствах, интересуется историей, литературой и музыкой.

 

Новости текущего цикла

Когнитивно-поведенческая терапия: суть, принципы и особенности КПТ терапии

С 5 по 7 августа 2021 года в нашем Институте вновь стартовала популярная и во многом уникальная программа пятиступенчатой подготовки в области когнитивно-поведенческой психотерапии.

Первый модуль программы, «Когнитивно-поведенческая терапия: суть, принципы и особенности КПТ терапии», погрузил слушателей в основы этого современного и востребованного психотерапевтического направления. Вместе с опытным когнитивно-поведенческим психотерапевтом, руководителем направления «Клиническая (медицинская) психология» нашего Института, клиническим психологом Ириной Викторовной Бубновой слушатели узнали о месте КПТ среди других направлений в психотерапевтическом мире, ее философии и теоретических основах, процессуальных принципах и этапах, особенностях контакта и контракта.

Второй день модуля был практико-ориентированным: слушатели научились информировать пациентов и клиентов о сути и принципах КПТ (приобщать их к философии метода), познакомились с технологиями когнитивного прояснения и в модельных парах «клиент–терапевт» потренировались использовать базовые техники симптом-центрированной помощи на практике.

Третий день модуля представлял собой тренинг по работе с автоматическим мыслями. После вводной теоретической части участники программы учились проводить когнитивное прояснение, тренировались в использовании техники «падающая стрела» (подробнее о ней вы можете узнать в этой выпуске ниже) и формировании домашних заданий для своих пациентов.

Узнать подробнее о пятиступенчатой программе подготовки по КПТ можно на сайте: https://spb-ipmp.ru/kognitivno-povedencheskaya-psihoterapiya-pyat-stupenej Присоединяйтесь, впереди еще много интересного!

 

Психотерапевтическая техника недели: когнитивно-поведенческая техника «падающая стрела»

Продолжая тему когнитивно-поведенческой психотерапии, предлагаем вам познакомиться с техникой поиска глубинных убеждений «падающая стрела» в том виде, в котором ее использует преподаватель нашего Института Ирина Викторовна Бубнова.

Применяя эту технику, мы можем взять одну автоматическую или одну промежуточную мысль и прямо от нее спускаться к глубинным убеждениям, направляя внимание нашего пациента. Ее имеет смысл использовать, когда клиент уже умеет отделять мысли от чувств, чувства от действий, ощущения в теле от переживаний. Технология падающей стрелы — это совокупность вопросов, напрямую ведущая к глубинным когнициям. Первое, что мы делаем, — просим пациента записать любую негативную мысль. Важно следить, чтобы он не фиксировал свое внимание на позитивных мыслях, так как это уводит в сторону от негативных убеждений (при этом мы не останавливаемся на позитивных мыслях, хотя и всячески их подкрепляем: «Очень хорошо, что у Вас в голове есть такие положительные представления! Но сейчас нам важно обратить внимание на то, что Вас расстраивает»). Если пациент в ответ на вопрос выдает позитивные мысли, терапевт «перешагивает» через вопрос и задает следующий. В конце концов, когда накопится достаточно информации, необходимо помочь пациенту сформулировать его убеждение, долженствование или негативную установку.

Технически это происходит следующим образом. К выделенной негативной (автоматической или промежуточной) мысли мы задаем первый вопрос, а к ответу на этот вопрос задаем следующий и т.д. Перечень вопросов представлен ниже.

  • Что это значит для Вас?
  • Когда Вы думаете так, что Вы думаете о себе?
  • Когда Вы думаете так, на каком основании Вы это думаете или говорите? (каким внутренним представлением/правилом Вы руководствуетесь?)
  • Когда Вы думаете так, что Вы думаете о мире?
  • Когда Вы думаете так, что Вы думаете о своей жизни?
  • Когда Вы думаете так, что Вы думаете об окружающих людях?
  • Когда Вы думаете так, каким Вы должны быть? (как должно быть?)

В итоге, в конце этой цепочки человек неизбежно формулирует долженствование! Данная технология хороша тем, что ее можно модифицировать, как угодно: пропускать или переставлять вопросы, «зацикливать» опрос, проводя его в несколько кругов. Например, если человек на последний вопрос отвечает «все люди должны быть вежливыми», ему снова можно задать вопрос начальный: «А что это для Вас значит?». Таким образом фиксируется максимальное число глубинных представлений пациента о себе, мире и жизни.

 

Технологии компетентностного обучения: упражнение «Мой пациент»

Дорогие друзья, мы продолжаем знакомить вас с конкретными технологиями компетентностного обучения, регулярно используемыми на всех наших образовательных циклах. Это упражнение направлено на рефлексию собственной профессиональной практики в отношении одного пациента, перспектива получения результатов в работе с которым составила бы для слушателя зону ближайшего профессионального развития. Слушатели, которые еще не имеют собственной практики, для этого упражнения в качестве «объекта исследования» могут брать любого человека из своего окружения. В ходе упражнения необходимо кратко описать историю этого пациента, его жалобы, проведенную работу и ее результаты (этот пункт начинающие слушатели, взявшие для примера человека из своего окружения, соответственно опускают), а главное, сформулировать вопросы, которые возникли в ходе реального психотерапевтического взаимодействия с пациентом или которые возникли бы в случае, если описываемый в упражнении человек обратился за помощью. Момент постановки вопросов является самым важным, потому что позволяет слушателю точнее сформулировать собственные задачи на модуль и на обучение в целом, а значит, эффективнее добывать необходимую именно ему и именно сейчас информацию.