Дорогие друзья! Приветствуем вас на виртуальных страницах нашего Еженедельника! В сегодняшнем выпуске …

Институт психотерапии в лицах: Дарья Викторовна Сторожкова — участница лаборатории клинической психотерапии

Просветительская деятельность Института: психообразовательные семинары для людей пожилого и старческого возраста

Новости текущего цикла

Пятый шаг программы профессиональной переподготовки «60 шагов в психотерапию» — «Объекты психотерапевтического воздействия и формы психотерапии»

Современная психотерапия: избранные технологии психотерапевтического воздействия

Основы нейропсихологической диагностики, коррекции и реабилитации

Институтская кухня: подготовка к 9-му Семинару «КРИСТАЛЛ» по методологии и методике обучения психотерапии и медицинской психологии «Практическая реализация принципов андрагогики в системе дополнительного профессионального образования врачей-психотерапевтов и медицинских психологов»

 

 

Институт психотерапии в лицах: Дарья Викторовна Сторожкова — участница лаборатории клинической психотерапии

Дорогие друзья, гостья сегодняшнего выпуска нашего Еженедельника — Дарья Викторовна Сторожкова, постоянная участница лаборатории клинической психотерапии.

Первое образование Дарьи — переводчик с французского и английского языка. «Родители очень хотели, чтобы я получила такое образование, — рассказывает наша гостья. — По этой специальности я проработала около 10 лет. А потом родилась моя старшая дочь, а с ней пришло увлечение детской психологией: стала читать статьи и книги о развитии детской психики, слушала лекции Ю.Б. Гиппенрейтер». Под влиянием нового интереса Дарья прошла профессиональную переподготовку по детской психологии в Уральском государственном педагогическом университете: «Данный курс перевернул все мое представление о детях и родителях, и я решила, что хочу заниматься именно этим». Там же наша гостья поступила в магистратуру по специальности «Психология семьи и семейное консультирование», а параллельно проходила всевозможные циклы повышения квалификации, в том числе по детской нейропсихологии. «Детская нейропсихология вызвала у меня невероятный отклик, — рассказывает Дарья. — В школе мне самой было очень тяжело учиться, математика вообще не давалась в принципе, и теперь, спустя столько лет, я наконец поняла, почему». Дарья полностью ушла в это направление и стала работать школьным нейропсихологом в одном из центров Екатеринбурга. Однако практика шла тяжело, не хватало знаний именно клинической сферы. «Однажды я случайно попала на один из вебинаров по детской психологии института Карвасарского, — рассказывает наша гостья. — Представляемая Институтом модель медицинской психологии оказалась очень близка мне, я поступила на программу профессиональной переподготовки по клинической (медицинской) психологии. Чем больше я погружалась в учебу в Институте, тем больше понимала, что именно такого подхода с точки зрения клинической психологии и клинической психотерапии мне и не хватало для успешной работы». Сейчас Дарья ведет собственную нейропсихологическую практику, а также подростковую и семейную психотерапию (по модели института Карвасарского вместе со вторым психологом — котерапевтом), и достигает потрясающих результатов! Именно поэтому, когда наша гостья оказалась на вебинаре, где было предложено принять участие в лаборатории клинической психотерапии на волонтерских условиях, она, не раздумывая, согласилась, несмотря на троих детей и плотное расписание: «Я считаю, что создание руководства по клинической психотерапии выведет специалистов на новый уровень практики. Нам не хватает подобного структурированного руководства с логической последовательностью действий, неких протоколов с ориентацией на страдание клиента и учетом не только его физиологических и психических, но и социальных особенностей, образа жизни. Такое руководство поможет выстроить наиболее эффективную работу с опорой не на какой-то один конкретный метод, а в первую очередь на симптомы. К тому же участие в лаборатории — это непрерывная деятельность по самообразованию, погружение в профессиональную литературу и плотное взаимодействие с профессиональным сообществом». Для Дарьи быть специалистом в своей области — значит постоянно изучать научные исследования по теме, а также самому принимать участие в научной работе.

Помимо частной практики, учебы и участия в научной деятельности, наша гостья воспитывает троих дочерей, щенка родезийского риджбека и «пришлого не пойми откуда» пушистого кота . «Меня часто спрашивают, как мне удается все успевать, — говорит Дарья. — Секрет прост: такая плотная профессиональная деятельность дисциплинирует и учит относиться с уважением ко времени, структурировать его, распределять и выделять действительно важное и интересное. Наверное, любовь к структурированию и привела меня к участию в лаборатории».

 

Просветительская деятельность Института: психообразовательные семинары для людей пожилого и старческого возраста

Дорогие друзья, по приглашению отеля «Гелиос» в г. Зеленогорске в рамках программы поддержки людей пожилого и старческого возраста наш Институт организует социально-просветительский проект — проводит серию психообразовательных семинаров, посвященных наиболее актуальным для людей данной категории темам.

Первый семинар состоялся в минувшую пятницу. Участница лаборатории «Кристалл» психолог Ольга Викторовна Решетова встретилась с небольшой группой слушателей старше 70 лет и побеседовала с ними о психологии семьи. Надо сказать, что встреча представляла собой не просто лекцию, а настоящее взаимодействие — гости были заинтересованы в общении и даже имели собственные запросы (например, как правильно решать конфликты и сохранять теплые отношения с внучкой-подростком). Беседа получилась содержательной и эмоционально насыщенной.

Следующие встречи будут посвящены сохранению когнитивных функций в пожилом возрасте, преодолению тревожности и продолжению обсуждения вопросов семейных отношений.

 

Новости текущего цикла

Пятый шаг программы профессиональной переподготовки «60 шагов в психотерапию» — «Объекты психотерапевтического воздействия и формы психотерапии»

В минувшую субботу завершился пятый шаг программы «60 шагов в психотерапию», посвященный объектам психотерапевтического воздействия и формам психотерапии.

В ходе этой образовательной недели слушатели познакомились с формами психотерапии, позволяющими рассмотреть в качестве психотерапевтического объекта семью, группу, организацию с имеющейся в ней сложной системой взаимоотношений (средовая форма) и даже возможностью проводить психотерапию без фактического очного присутствия пациента за счет работы с его ближайшим окружением (аффективная интервенция). Согласно тщательно выверенной и эффективной организационно-методической структуре программы, в понедельник слушатели самостоятельно изучали основные и вспомогательные учебные материалы, после чего прошли небольшой тестовый контроль и во вторник были допущены к очным занятиям. Вместе с Александром Александровичем Климовым участники программы выяснили, как взаимосвязаны личность пациента и форма показанной ему психотерапии, и постарались определить клинические показания к выбору того или иного объекта для психотерапевтического воздействия. Попрактиковаться в выборе они смогли в ходе модельного взаимодействия друг с другом и разбора представленных кейсов, а закрепить понимание особенностей работы в различных формах психотерапии — в работе с реальным пациентом в четверг. В ходе самостоятельной домашней работы слушатели продолжили размышление над продолжительностью и частотой приема, специфическими требованиями к коммуникации и контракту, материально-техническими характеристиками, подходящими данному пациенту. В субботу же они смогли обсудить и концептуализировать случай друг с другом и преподавателями, Александром Александровичем Климовым и Марией Ивановной Кадюковой. Проделанная в течение недели работа помогла участникам получить необходимый объем теоретических знаний о реакциях и поведении человека при психотерапевтическом воздействии на него в различной форме, научиться на практике выбирать подходящую пациенту форму психотерапии, а также сформировать компетенцию клинической оценки результата применения различных форм современной психотерапии.

Дорогие коллеги, уже сегодня стартует следующая образовательная неделя — «Психотерапевтическая лингвистика», а через две недели, 6 сентября, — третий модуль программы, состоящий из шагов «Психотерапевтический процесс и его организация в клинической и неклинической психотерапии», «Психотерапевтический контакт», «Психотерапевтический контракт». Напоминаем, что возможно участие как в полной программе «60 шагов в психотерапию», так и в любом ее отдельном мероприятии! Присоединиться к слушателям Вечернего Института вы можете по ссылке: https://vip.spb-ipmp.ru/

Современная психотерапия: избранные технологии психотерапевтического воздействия

16 августа в нашем Институте стартовал цикл «Современная психотерапия: избранные технологии психотерапевтического воздействия». Данный цикл является одним из главных пунктов реализуемой нами программы переподготовки по специальности «Психотерапия» для врачей и «Клиническая психология» для психологов. Аудитория цикла традиционно была негомогенной: в виртуальных стенах Института собрались и врачи, и психологи, и социальные специалисты, одни из которых находятся в начале профессионального пути, в то время как другие уже имеют обширный опыт и собственные наработки. Такое разнообразие создает условия для творческого сотрудничества и реального взаимодействия, которое наши выпускники в последующем переносят в жизнь и практику, образуя не формально декларируемые, а действительно работающие полипрофессиональные семьи, бригады, команды и сообщества!

Первый модуль цикла, «Современная психотерапия: средства психотерапевтического воздействия» под руководством компетентностных преподавателей Ирины Дьячук и Дарьи Стрит начался с небольшого нововведения — специально подготовленной для слушателей презентации «Как учиться в ИПМП?», нацеленной на помощь участникам в получении от обучения максимальной пользы. Далее последовали упражнения, позволяющие настроиться на усвоение материала («7d профиль компетенций», «Мой пациент»). Следует отметить, что чередование компетентностных упражнений с содержательным теоретическим материалом и практикой является особенностью (если хотите, даже фишкой, нашего Института) — мы прикладываем все усилия, чтобы весь тот материал, который дают наши преподаватели, не проглатывался слушателями просто так, становясь пусть интересным и занимательным, но каким-то абстрактным, обособленным новым знанием. Мы создаем для него особую почву, в которой он прорастает в компетенции, необходимые для расширения профессиональных границ именно этому слушателю, именно сейчас, именно в его ситуации и именно в желаемом направлении! Если говорить конкретно о текущем цикле, благодаря компетентностном подходу три его главных общих задачи — усвоить, что такое «психотерапевтическое воздействие», понять, какие условия нужны, чтобы сделать его эффективным, и выбрать излюбленный прием установления и поддержания психотерапевтического контакта — для каждого слушателя приобретут личный, особенный смысл в свете историй его пациентов, его профессиональных задач и жизненных планов.

После компетентностных упражнений слушатели вместе с Александром Александровичем Климовым, директором Центра образования нашего Института, начали разбираться с общими вопросами психотерапии, взглядом на нее с научных позиций (в том числе с позиции постнеклассического научного знания), структурой психического в аспекте уровня приложения психотерапевтического воздействия и, конечно же, пониманием личности с позиции Ленинградской школы психотерапии.

Беседа о личности с позиции Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии и в свете теории отношений В.Н. Мясищева во второй день обучения была продолжена разговором о понимании неврозов и разбором вопросов неврозогенеза. Александр Вадимович Никулин, практикующий психолог, представил слушателям реального пациента, взаимодействие с которым в ходе клинического анализа психотерапевтического случая стало для участников цикла важным опытом.

Третий день цикла был полностью посвящен трем основным направлениям современной психотерапии, при этом каждое направление было представлено носителем, активно практикующим его специалистом: когнитивно-поведенческое — Ириной Викторовной Бубновой, клиническим психологом и руководителем соответствующего направления нашего Института; психодинамическое — Екатериной Николаевной Базаровой, заслуженным врачом Республики Карелия Базарова, психотерапевтом-психоаналитиком; экзистенциально-гуманистическое — кандидатом медицинских наук, врачом-психотерапевтом, гештальт-терапевтом Еленой Викторовной Шляхетко.

Второй модуль минувшей недели, «Контакт и контракт в психотерапии (методика передачи ответственности пациенту)», погрузил участников в тему контакта и контракта с помощью тренингов и показательных сессий под руководством практикующего психолога Александра Вадимовича Никулина. Слушатели изучили техники и приемы формирования доверительных отношений, увеличения и уменьшения «дистанции», технические тонкости профессиональной поддержки, разобрали возможные сложности. Участники программы учились описывать проблемы на языке пациентов, т.е. без употребления специальных терминов, разбирались с местом контакта в психотерапии, вебральными, паравербальными и невербальными аспектами коммуникации, эмоциональной, поведенческой и когнитивной обратной связью, изучили цикл контакта. Кроме того, слушатели узнали о такой важной технологии, как психотерапевтический контракт, и смогли потренировать ее на практике.

Познакомиться с программой и расписанием данного цикла, а также подать заявку на участие в следующем потоке, можно на нашем сайте: https://ipmp-spb.ru/sovremennaya-psihoterapiya-izbrannye-tehnologii-psih.... Будем рады видеть вас!

Основы нейропсихологической диагностики, коррекции и реабилитации

Еще одна программа, завершившаяся на прошедшей неделе, была посвящена базовым аспектам современной нейропсихологии. Вместе с Александром Павловичем Бизюком, кандидатом психологических наук, автором огромного числа научных публикаций, слушатели познакомились с основами нейропсихологии, в том числе ролью и местом нейропсихологии в практике клинического (медицинского) психолога, историей и предметом нейропсихологии, функциональными блоками мозга, понятием нейропсихологического синдрома, работой анализаторных систем, высшими корковыми функциями — речью, мышлением, вниманием и памятью, а также различными формами агнозии и апраксии. Второй модуль цикла был посвящен методам нейропсихологической диагностики и техникам нейропсихологической коррекции в клинической практике, а также вопросам написания заключение по проведенным исследованиям и составления коррекционной или реабилитационной программы.

Познакомиться с расписанием цикла и подать заявку на участие в следующем потоке можно на нашем сайте: https://spb-ipmp.ru/osnovy-nejropsikhologicheskoj-diagnostiki-korrekczii...

 

Институтская кухня: подготовка к 9-му Семинару «КРИСТАЛЛ» по методологии и методике обучения психотерапии и медицинской психологии «Практическая реализация принципов андрагогики в системе дополнительного профессионального образования врачей-психотерапевтов и медицинских психологов»

Совсем мало времени осталось до очередного семинара лаборатории «Кристалл»: 9-й традиционный семинар по методике и методологии обучения психотерапии состоится уже 26 августа 2021 года в 17.00 по московскому времени и будет посвящен практической реализации принципов андрагогики в системе дополнительного профессионального образования врачей-психотерапевтов и медицинских психологов.

На семинаре вас традиционно ждут познавательные выступления спикеров (среди которых ректор Института Равиль Каисович Назыров, первый проректор Ирина Сергеевна Королева, а также главный научный сотрудник Лаборатории дидактики и философии образования Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Михаил Владимирович Кларин) и продуктивная дискуссия с возможностью высказать собственный взгляд и внести свой вклад в развитие образования в области психотерапии. Кроме того, на семинаре будет анонсирован новый образовательный проект нашего Института — программа подготовки психотерапевтов-экспертов в резидентуре, позволяющая специалисту достичь совершенно иного уровня практики и войти в круг преподавателей Института, носителей наших ценностей.

Присоединяйтесь, дорогие друзья, будет интересно!

Семинар проводится в удобном онлайн-формате на платформе Zoom. Участие бесплатное, регистрация по ссылке: https://clck.ru/WUQBh