Дорогие друзья! Приветствуем вас на виртуальных страницах нашего еженедельника! В сегодняшнем выпуске …

Институт психотерапии в лицах: Надия Нуриевна Юмаева — ответственный редактор изданий Института психотерапии

Гранулы науки

Лаборатория психотерапевтической лингвистики

Новости текущего цикла

Личностные расстройства как объект психотерапии. Когнитивно-поведенческая психотерапия

Седьмой шаг программы профессиональной переподготовки «60 шагов в психотерапию» — «Психотерапевтический процесс и его организация в клинической и неклинической психотерапии»

Институтская кухня

Подготовка к 1-му Осеннему фестивалю психотерапевтических практик

Вечер памяти Бориса Дмитриевича Карвасарского

Психотерапевтическая техника недели: схема ABCDE

 

 

Институт психотерапии в лицах: Надия Нуриевна Юмаева — ответственный редактор изданий Института психотерапии

Дорогие коллеги! Гостья нашего сегодняшнего выпуска не совсем гостья… Наша электронная газета стала неотъемлемой частью Института, и сегодня мы расскажем вам о человеке, ответственном за ее еженедельное появление. Надеюсь, вы позволите мне говорить о себе в первом лице?

Меня зовут Юмаева Надия Нуриевна. По образованию я врач-психиатр, психотерапевт. Мой психотерапевтический опыт достаточно широкий — после получения диплома в течение нескольких лет я работала сначала врачом-психотерапевтом в детской поликлинике с пациентами с самого разного возраста — от 0 и до 18, а также их близкими, а затем — в психотерапевтическом отделении психоневрологического диспансера.

С Институтом им. Б.Д.Карвасарского я познакомилась в 2017 году почти случайно: в числе большой группы врачей своего региона я попала на проводимый его сотрудниками образовательный цикл. Цель была незамысловатой — продлить сертификат специалиста… Но вот знакомство оказалось судьбоносным — жить без любимого Института после знакомства я уже не могла (слоган «Обучение, меняющее профессиональную судьбу» придуман не на пустом месте))) Я была просто покорена и методикой преподавания, и содержанием занятий, и личностными качествами преподавателей! Через год началось наше сотрудничество, которое продолжается до настоящего времени.

Мои функциональные обязанности в Институте на протяжении трех лет работы были достаточно разнообразными и новыми для меня — консультирование клиентов по вопросам обучения, реклама в социальных сетях, подготовка аудиолекций и др. Одна из задач давалась особенно легко и приятно— написание и редактирование текстов, в том числе описаний образовательных программ. Поэтому меня очень обрадовало, что в 2021 году руководство Института приняло решение запустить нескольких новых проектов, связанных с публикацией периодических и непериодических изданий электронного, а в перспективе и печатного формата. В реализации этих проектов я принимаю самое активное участие — именно я являюсь ответственным редактором, составителем, а во многих случаях и автором публикаций. Я считаю, что для нашего Института как передового в психотерапевтической сфере образовательного учреждения крайне важно иметь, во-первых, собственные средства массовой информации, а во-вторых, издавать собственные учебные пособия — методички, руководства, учебники и пр. Это позволит доносить наши идеи до большего количества специалистов, а значит, делать так, чтобы еще большему количеству пациентов была доступна современная, научно-обоснованная, эффективная психотерапевтическая помощь! И мне приятно приложить к этому свою руку! Любовь и уважение к языку, тексту привели меня в лабораторию психотерапевтической лингвистики, в деятельности которой я с нарастающим интересом участвую уже несколько месяцев.

Если говорить о части моей жизни, не связанной с работой, то в ней огромное значение имеет семья, мои дети — время, проведенное с ними, бесценно! Еще я очень люблю путешествовать, и хотя пока мне удавалось путешествовать гораздо меньше, чем хотелось, сейчас я старательно работаю над исправлением этой ситуации)) С огромным удовольствием занимаюсь физической активностью, особенно плаваньем, люблю велопрогулки. Мне многое интересно — театр, кино, литература самых разнообразных жанров. Если найдется время, для него обязательно найдется какое-то интересное занятие.

Гранулы науки

Лаборатория психотерапевтической лингвистики

В лаборатории психотерапевтической лингвистики продолжает выкристаллизовываться схема проведения конференции, посвященной языку психотерапии. На конференции нас ждут бинарный доклад Равиля Каисовича Назырова и Сергея Ивановича Быкова, позволяющий взглянуть на проблему и роль языка в психотерапии сразу с двух сторон, а также выступления специалистов в области психиатрии, психотерапии и психологии, прицельно занимающихся изучением лингвистических проявлений психических расстройств и языковых приемов в различных психотерапевтических направлениях (среди спикеров — Дмитрий Викторович Ковпак, Дарья Александровна Смирнова, Екатерина Николаевна Базарова, Иосиф Мейерович Зислин). И конечно же, в конференции примут активное участие все гости, каждый из которых сможет поделиться собственным мнением, и наши лаборанты: на участников лаборатории будет возложена важнейшая миссия модерации работы в группах, для того чтобы сделать ее максимально продуктивной, а итоги — полезными для дальнейшей исследовательской работы лаборатории.

Новости текущего цикла

Личностные расстройства как объект психотерапии. Когнитивно-поведенческая психотерапия

В минувшую субботу завершился цикл «Личностные расстройства как объект психотерапии. Когнитивно-поведенческая психотерапия». Третий модуль этого цикла был посвящен использованию при лечении личностных расстройств методов КПТ и проходил под руководством компетентностного преподавателя Ольги Викторовны Решетовой.

Главные вопросы модуля, которые слушатели ставили перед собой и преподавателями, касались алгоритма работы с личностным расстройствам, технологического инструментария, а также особенностей когнитивно-поведенческого подхода к данной клинической категории пациентов.

В первый день модуля слушатели познакомились с теорией и терминологией КПТ, изучили особенности коммуникации и заключения договора на участие в психотерапии с психопатизированными пациентами. Ольга Ростиславовна Фартушная, клинический психолог и преподаватель нашего Института, прочитала участникам цикла лекцию о преодолении алекситимии у пациентов. Во второй день модуля клинический психолог Татьяна Игоревна Алексеева сделала акцент на заключении психотерапевтического контракта и разборе базовых практических техник (дневник чувств, падающая стрела, АВСDE, когнитивное прояснение и переструктурирование) для работы с пациентом с личностным расстройством. Потренировать все изучаемые техники слушатели смогли, работая в парах и тройках друг с другом.

В ходе третьего дня модуля участники программы вместе с Ириной Викторовной Бубновой, руководителем направления «Клиническая психотерапия» нашего Института, познакомились с навыками самоменеджмента (самонаблюдением, самоинструктированием, самокоррекцией, самоподдержкой и самопомощью), которые необходимо развивать у пациентов с личностными расстройствами, разобрали мишени психотерапевтического воздействия и этапы вмешательства. День был наполнен демонстрационными сессиями и тренировками в минигруппах.

Одним из важных итогов модуля было понимание слушателями необходимости углубленного обследования пациентов перед постановкой диагноза. На демонстрационных сессиях было наглядно показано установление контакта с данным типом пациентов, выделены некоторые характерные маркеры их поведения.

Завершал цикл трехдневный тренинг социального опыта. После вводной лекции ректора Института Равиля Каисовича Назырова участники цикла вместе с компетентностным преподавателем Светланой Васильевной Кравец и ведущей тренинга Марией Ивановной Кадюковой смогли попробовать на себе эту современную психотерапевтическую методику. Тренинг социального опыта — технология, позволяющая осуществить психотерапевтическую трансформацию социальной среды в лечебных (коррекционных) целях, целенаправленно используя всю совокупность отношений и взаимодействий участников. Участники такого тренинга имеют возможность получения, осознавания и переживания опыта социального взаимодействия, а также коррекции индивидуально-психологических механизмов социального функционирования личности, а значит, решения собственных вопросов и проблем в социальной сфере, в том числе проблемы собственной социальной и профессиональной успешности. И конечно же, участие в тренинге преследует учебную цель, для того чтобы слушатели могли в последующем организовывать подобный тренинг в своем учреждении, используя этот эффективный психотерапевтический инструмент, действующий на социальные факторы заболеваний, в работе со своими пациентами.

Следующий аналогичный цикл пройдет в нашем Институте с 29 августа по 10 сентября 2022 года. Узнать о нем подробнее и подать заявку на участие можно на сайте: https://clck.ru/QAWTg

Седьмой шаг программы профессиональной переподготовки «60 шагов в психотерапию» — «Психотерапевтический процесс и его организация в клинической и неклинической психотерапии»

В минувшую субботу завершился седьмой шаг программы «60 шагов в психотерапию», посвященный организации психотерапевтического процесса в клинической практике.

В ходе этой образовательной недели слушатели познакомились с понятием психотерапевтического процесса, его ограничениями, возможностями и организацией. Согласно тщательно выверенной и эффективной организационно-методической структуре программы, в понедельник слушатели самостоятельно изучали основные и вспомогательные учебные материалы, после чего прошли небольшой тестовый контроль и во вторник были допущены к очным занятиям. Вместе с Равилем Каисовичем Назыровым участники программы выяснили, где проходят границы в психотерапии и возможны ли отношения между терапевтом и пациентом за пределами кабинета. Попрактиковаться в определении того, что допустимо или недопустимо в психотерапевтическом процессе они смогли в ходе модельного взаимодействия друг с другом и разбора представленных кейсов, а закрепить понимание — в работе с реальным пациентом в четверг. В ходе самостоятельной домашней работы слушатели продолжили размышление над случаем пациента и способами организации для него психотерапевтического процесса. В субботу же они смогли обсудить и концептуализировать случай друг с другом и преподавателями. Проделанная в течение недели работа помогла участникам получить необходимый объем теоретических знаний о сеттинге в психотерапии и вопросах психотерапевтической этики, научиться на практике выбирать подходящий для пациента психотерапевтический метод и способ взаимодействия, а также сформировать компетенцию организации сеттинга с конкретным пациентом.

Дорогие коллеги, уже сегодня стартует следующая образовательная неделя — «Психотерапевтический контакт», а через неделю, 27 сентября, — шаг «Психотерапевтический контракт». Напоминаем, что возможно участие как в полной программе «60 шагов в психотерапию», так и в любом ее отдельном мероприятии! Присоединиться к слушателям Вечернего Института вы можете по ссылке: https://vip.spb-ipmp.ru/

Институтская кухня

Подготовка к 1-му Осеннему фестивалю психотерапевтических практик

Дорогие коллеги! Как вы уже знаете, наш Институт вводит новую традицию — проведение осеннего фестиваля психотерапевтических практик. 1-й Фестиваль на тему «Психотерапевтические практики при работе с тревожными состояниями в клинической психотерапии» состоится с 11 по 17 ноября. Подготовка к Фестивалю идет полным ходом. Для участников мы готовим массу интересного!

Их ждут: глубокий по содержанию симпозиум «Клиническая психотерапия тревожных состояний»; мастер-классы ведущих преподавателей нашего Института, раскрывающие особенности работы с тревогой в различных направлениях психотерапии; мастерские, продолжающие тему мастер-класса и позволяющие проработать ее на практических упражнениях (которые гости Фестиваля смогут попробовать на себе как в качестве пациентов, так и в качестве терапевтов); линейка психотерапевтических групп для решения собственных насущных проблем и вопросов; экскурсии и развлекательные мероприятия с возможностью отдыха и общения в неформальной обстановке! Так что присоединяйтесь, будет очень полезно, приятно и познавательно!

А в самое ближайшее время, для того чтобы погрузить вас в тему фестиваля и осветить актуальные достижения в области психотерапии тревожных расстройств, мы проведем целую серию бесплатных вебинаров! Первый вебинар «Клиническая психотерапия в лечении тревожных состояний» ректор нашего Института, доктор медицинских наук Равиль Каисович Назыров проведет уже 21 сентября. Зарегистрироваться на участие в вебинарах можно по ссылке: https://clck.ru/XZaX8

Ждем вас!

Вечер памяти Бориса Дмитриевича Карвасарского

На этой неделе в нашем Институте состоится еще одно важное событие — Вечер памяти нашего Учителя, Друга, выдающегося психотерапевта и медицинского психолога, руководителя Отделения неврозов и психотерапии института им. В.М. Бехтерева, заслуженного деятеля науки РФ, Главы Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии, главного психотерапевта Министерства здравоохранения РФ (а позже главный психотерапевт Роспотребнадзора), доктора медицинских наук, профессора Бориса Дмитриевича Карвасарского, ушедшего из жизни 24 сентября 2013 года.

Поделиться воспоминаниями и поговорить о наследии этого великого ученого мы приглашаем всех близких, коллег, учеников и последователей. Вечер пройдет в формате онлайн, для участие просим вас зарегистрироваться по ссылке: https://clck.ru/XNtet

Психотерапевтическая техника недели: схема ABCDE

Продолжая тему завершившегося образовательного цикла по работе с пациентами с личностными расстройствами в когнитивно-поведенческом подходе, хотим представить вам одну из базовых техник этого психотерапевтического направления — технику «схема ABCDE».

Это одна из фундаментальных техник когнитивно-поведенческой терапии, которая может быть и как диагностической, позволяющей получить информацию, так и терапевтической, вызывающей переосмысление, переформулирование и изменение когниций.

Очень важно сделать процесс прозрачным и понятным для пациента! До него необходимо донести, что только тогда, когда человек может отличать чувства от мыслей, чувства от действий, действия от ощущений, у психики появляется возможность правильно перерабатывать информацию. Данная техника позволяет разложить все по полочкам и обучить этому клиента!

Итак…

А — это АКТИВИРУЮЩЕЕ СОБЫТИЕ. Здесь нужно определить: время, когда это происходит (чем конкретнее, тем лучше), и пространство — место. При этом чем больше деталей клиент вспомнит (что видел, что слышал, что происходило вокруг), тем больше вероятность запуска тех же нейронных связей, что и непосредственно в ходе события.

В — это МЫСЛИ. Фиксируются все мысли, которые крутились в голове — и касающиеся ситуации, и не связанные с ней. 5–10–15 мыслей

С — ЧУВСТВА (негативные чувства и переживания), возникшие в тот момент, когда в голове крутились указанные мысли. Фиксируют эмоциональную схему (хотя бы 2-3 чувства с названием). После этого их необходимо прошкалировать, т.е. определить их интенсивность, в баллах или процентах (это очень важно, так как согласно теории эмоционального интеллекта, управлять своими чувствами человек может, только умея называть его и определять его интенсивность).

D — фиксируемое (наблюдаемое) ПОВЕДЕНИЕ или действие в тот момент: что конкретно человек делал. Клиента можно попросить рассказывать о поведении так, как оно бы выглядело, если бы его снимала камера без звука со стороны.

Е — ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ. Чувств без физиологических реакций (жар, холод, онемение, сжатие, напряжение — нужно спросить, где) не бывает, поэтому важно уметь разделить эмоцию и то, что было в теле.

Такой анализ называется самонаблюдением и отличается от самокопанием, которым обычно занимается пациент. Это один из первых навыков самоэффективности!

Данная техника фиксирует автоматические мысли, но работать эффективнее с промежуточными. Поэтому к каждой мысли, которую мы фиксируем, следует задать один из трех вопросов: что эта мысль для Вас значит? о чем эта мысль для вас? как должно быть и как хотелось бы? Таким образом мы получаем список не только автоматических мыслей, но и промежуточных.

Важно информировать пациента, что привычные негативные мысли не исчезнут легко и быстро. Человек редко может контролировать первую мысль или оценку, которая появляется в голове, но он всегда может контролировать вторую мысль, третью оценку и т.д.! В результате применения данной техники человек должен научиться отслеживать привычные негативные мысли (автоматические) и отслеживать и менять вторичные оценки (промежуточные когниции). Для этого клиента просят последние переформулировать (т.е. найти те, которым клиент хотел бы руководствоваться в данной ситуации) или поменять к ним отношение. Во время этой работы возникают новые нейронные связи. После появления новых адаптивных когниций мы можем повторно попросить пациента определить интенсивность чувств и ощущений в теле (или предположить их изменение).

Резюмируют работу, спрашивая пациента о том, что в разговоре для него было важно, что полезно и как это ему помогает.