Дорогие друзья! Рады снова видеть вас на страницах нашего Еженедельника! В сегодняшнем выпуске …

Институт психотерапии в лицах: Арина Андреевна Клишина — методист ректората Института психотерапии

Гранулы науки

Лаборатория психотерапевтической лингвистики

Новости текущего цикла

Современный клинический психолог. Клинико-психологическая диагностика и интервенция

Коммуникация в ЛОРП. Формирование терапевтических отношений, позиция ЛОРП-терапевта — четвертый модуль программы «Личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия. Подготовка уровня ЛОРП-практик»

Девятый шаг программы профессиональной переподготовки «60 шагов в психотерапию» — «Психотерапевтический контракт»

Психотерапевтическая техника недели: социометрия

 

Институт психотерапии в лицах: Арина Андреевна Клишина — методист ректората Института психотерапии

Дорогие друзья, гостья нашего сегодняшнего выпуска — Арина Андреевна Клишина, методист ректората и компетентностный преподаватель Института психотерапии.

Арина — психолог по профессии и призванию. Помимо деятельности в Институте, она ведет консультативный психологический прием очно в Санкт-Петербурге и онлайн по всему миру! Профильное образование наша гостья получила в РГПУ им. Герцена (институт психологии, кафедра психологии профессиональной деятельности), где обучалась в течение 5 лет и даже стала автором уникального научного исследования.

Об институте им. Б.Д. Карвасарского Арина впервые услышала достаточно давно и рассматривала его для прохождения переподготовки. «По окончании университета я ознакомилась с информацией об Институте подробнее, — рассказывает наша гостья. —И была просто в восторге от его уникальной дидактической концепции! Для меня особенность Института заключается в том, что это единственное в России учебное заведение, в котором ты получаешь не только знания и умения, а приобретаешь реальные компетенции, которые можно использовать уже завтра!»

Арина является постоянной участницей лаборатории методики и методологии обучения психотерапии «Кристалл». «Для меня это место целеустремленных, заинтересованных и влюбленных в Институт людей, — говорит Арина. — Я занимаю активную позицию в лаборатории, принимаю участие в подготовке конференций, семинаров и фестивалей. Также у меня был опыт проведения лекции в Зеленогорске в рамках проекта психологического просвещения людей пожилого возраста. Я уверена, что это только начало».

В роли компетентностного преподавателя наша гостья впервые попробовала себя летом, и теперь это является регулярной практикой: «Именно благодаря работе компетентностных преподавателей в нашем Институте у слушателей происходит интериоризация знаний, умений и навыков и превращение их в реальные компетенции. Для меня это очень ценный и полезный опыт!»

Брать лучшее из доступного — главный жизненный принцип Арины: «Я поставила перед собой очень важную цель — продолжать развитие психотерапии в России, а также внести свой уникальный вклад в науку. Для меня очень ценно работать рядом с последователями и учениками Бориса Дмитриевича Карвасарского, я считаю своей миссией пронести эти знания через свою жизнь и делиться ими со следующими поколениями».

Гранулы науки

Лаборатория психотерапевтической лингвистики

На прошедшем заседании лаборатории ее научный руководитель, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук Равиль Каисович Назыров, представил лаборантам проект концепции психотерапевтической лингвистики и своего выступления на предстоящей конференции. В ходе обсуждения с участниками лаборатории неясные моменты были уточнены, концепция доработана. В данный момент группа работает над формированием окончательной версии концепции и составлением тестовых заданий для участников конференции, желающих получить баллы в системе непрерывного медицинского образования (НМО).

Новости текущего цикла

Современный клинический психолог. Клинико-психологическая диагностика и интервенция

С 20 сентября по 2 октября в нашем Институте состоялся цикл «Современный клинический психолог. Клинико-психологическая диагностика и интервенция». Данный цикл является и самостоятельным образовательным продуктом, и важным этапом программы профессиональной переподготовки по клинической психологии. Он традиционно собирает большое количество участников — вот и в этот раз число слушателей превысило 70 человек, среди которых были психологи различных специальностей (педагоги-психологи, социальные психологи и пр.) — как опытные, так и начинающие.

Первый модуль данного цикла, «Современная клиническая психология. Становление профессиональной идентичности», начался с компетентностных упражнений. Слушатели при поддержке компетентностных преподавателей Ирины Мироновой, Ольги Фартушной и Ирины Дьячук представились, сформулировали цели на модуль, представили кейсы своих пациентов и приступили к активному обучению. А обучение было очень насыщенным: участники цикла успели прослушать интересную и наполненную лекцию доктора медицинских наук, ректора нашего Института Равиля Каисовича Назырова, посвященную истории, предметной области и междисциплинарным связям клинической (медицинской) психологии, а также теоретически познакомились с группой профессиональной идентичности, позволяющей решить вопросы о своем месте и своих трудностях в профессии и предположить способ, которым группа в решении этих вопросов могла бы им помочь (непосредственно тренингу был полностью посвящен третий день модуля). Во второй день цикла после лекций об основных направлениях психотерапии и биопсихосоциальной парадигме слушатели смогли принять участие в клиническом анализе

психотерапевтического случаях — реальной работе с живым пациентом под руководством Равиля Каисовича.

Второй модуль цикла был посвящен методам психологической диагностики, организации и проведению психологического исследования как самостоятельной услуги. Модуль проходил при участии клинического психолога Татьяны Игоревны Алексеевой и руководителя направления «Клиническая психология» нашего Института Ирины Викторовны Бубновой. Татьяна Игоревна помогла слушателям разобраться в истории патопсихологии и методах исследования памяти, внимания и мышления, а также предоставила максимум информации по организации экспериментально-психологического исследования, его этапам, необходимым для патопсихолога профессиональным компетенциям и важным аспектам написания грамотного патопсихологического заключения. Ирине Викторовне принадлежала важная, сложная и объемная тема — структура личности в норме и патологии и ее исследование, прежде всего с использованием Миннесотского многофакторного личностного опросника. В третий день модуля Ирина Викторовна разобрала со слушателями доэкспериментальный, экспериментальный и постэкспериментальный этапы психологического исследования и необходимые для психолога-диагноста компетенции.

Третий модуль данного цикла, «Медицинская модель психотерапии и клинико-психологическая интервенция в практике клинического психолога», был во многом посвящен общей психотерапии. Начался модуль с лекции известного клинического психолога, доктора психологических наук Екатерины Андреевны Колотильщиковой, в ходе которой слушатели вновь вернулись к теме истории и предмета клинической психологии и ее актуальному состоянию.

Продолжила день лекция Александра Александровича Климова, руководителя Центра образования Института, посвященная клинико-психологической интервенции. Александр Александрович подробно рассказал о видах интервенции в медицине, видах психологической интервенции, функциях клинико-психологической интервенции, о психотерапии психологической и медицинской, о психологическом консультировании, коррекции и сопровождении, затронул вопросы психопрофилактики и психологического просвещении.

Второй день модуля начался с «Вопросов ректору» — новой традиции, выросшей из традиции «ответов академика», заложенной на наших циклах Генрихом Владиславовичем Залевским. Равиль Каисович ответил на заранее подготовленные слушателями «горячие», наиболее волнующие их вопросы по профессии, посвященные написанию изданию специализированной литературы, внедрению авторских разработок, необходимым компетенциям психотерапевта, законодательству в сфере психотерапии, критериям успешного профессионального развития, рекламе и саморекламе. День продолжился лекцией о теоретико-методологических вопросах психотерапии и понятии личности с позиции Ленинградской психотерапевтической школы, при этом Равиль Каисович пообещал слушателям за время модуля провести их через четыре трансформации: изменить их представления о личности, о личностном воздействии, о психотерапии вообще и о прогрессе в психотерапии! В завершение дня Равиль Каисович произвел демонстрацию личностного воздействия для закрепления понимания: он предложил участникам программы провести упражнение «Социальный атом». Обсуждение упражнения было очень активным, слушатели были по-настоящему захвачены темой!

Третий день модуля слушатели провели вместе с практикующим психологом Александром Вадимовичем Никулиным, разбирая различные аспекты психологического консультирования с опорой на вопросы и запросы участников программы. Запросы касались начала практики, правовых аспектов работы психолога, отличий консультирования и психотерапии, роли различных ассоциаций.

Последним модулем цикла был тренинг в модели динамической группы. Ведущие группы — Александр Вадимович Никулин и Алина Равильевна Соболевская — провели вводную лекцию-беседу, рассказали участникам об особенностях и лечебных механизмах группы, ее правилах, показаниях и противопоказаниях. После этого слушатели разделились на участников группы и наблюдателей «за кругом». Данная группа является отчасти учебной, а отчасти — терапевтической, поэтому участники имели возможность как решить собственные проблемы, так и попробовать себя в роли терапевта.

Следующий аналогичный цикл состоится в нашем Институте с 7 пои 19 марта 2022. Узнать о нем подробнее и подать заявку на участие можно на нашем сайте: https://spb-ipmp.ru/skp

Коммуникация в ЛОРП. Формирование терапевтических отношений, позиция ЛОРП-терапевта — четвертый модуль программы «Личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия. Подготовка уровня ЛОРП-практик»

На минувшей неделе состоялся очередной модуль многоступенчатой программы подготовки специалистов в методе личностно-ориентированной реконструктивной психотерапии. Модуль был посвящен коммуникации и позиции психотерапевта в ЛОРП. После традиционных компетентностных упражнений с Марией Кадюковой ректор Института Равиль Каисович Назыров погрузил слушателей в тему модуля, рассказав о месте ЛОРП в современной психотерапии, составных частях ЛОРП, концепции невроза и принципах его диагностики и лечения, способах установления контакта с пациентом, «присоединения» к нему и особенностях первой встречи.

Во второй день цикла образовательную эстафету перенял Алексей Алексеевич Чмутов, вместе с которым слушатели разобрали способы прорыва в область особо значимых отношений, коммуникативные стили (патерналистский, партнерский и автономный), которые ЛОРП-терапевт использует и меняет на протяжении периода лечения, принципы коммуникации и уровни вербализации. Закрепить материал слушатели смогли в ходе выполнения практических упражнений и разбора кейсов вместе с Александром Александровичем Климовым.

Практические упражнения с Александром Александровичем продолжились в третий день модуля, а во второй половине дня вместе с Равилем Каисовичем участники программы разобрали типичные ошибки в коммуникации, которые психотерапевт может допустить в работе с пациентом.

Программа подготовки специалистов «ЛОРП-практик» продолжается, следующий ее модуль будет посвящен техникам конфронтации. Узнать о ней подробнее и присоединиться вы можете по ссылке: https://spb-ipmp.ru/lr

Девятый шаг программы профессиональной переподготовки «60 шагов в психотерапию» — «Психотерапевтический контракт»

В субботу 2 октября девятым шагом, посвященным психотерапевтическому контракту, завершился третий модуль программы «60 шагов в психотерапию».

В ходе этой образовательной недели слушатели вместе с компетентностным преподавателем Клишиной Ариной и клиническим психологом, руководителем направления «Клиническая (медицинская) психология» Ириной Викторовной Бубновой познакомились с психотерапевтическим контрактом как методикой начального этапа взаимодействия психотерапевта и пациента, направленной на создание терапевтических отношений, необходимых для осуществления всех психотерапевтических воздействий. Согласно тщательно выверенной и эффективной организационно-методической структуре программы, в понедельник слушатели самостоятельно изучали основные и вспомогательные учебные материалы, после чего прошли небольшой тестовый контроль и во вторник были допущены к очным занятиям. На очных занятиях участники программы узнали о золотых правилах договора, основных компонентах контракта, идентификации пациента, основаниях для психотерапии, запросе и заказе. Попрактиковаться в заключении контракта с ориентацией на разработанный чек-лист слушатели смогли в ходе модельного взаимодействия друг с другом и разбора представленных кейсов, а закрепить понимание и компетенцию — в работе с реальным пациентом в четверг. В ходе самостоятельной домашней работы слушатели продолжили размышление над значением контракта для психотерапевтической работы, а в субботу смогли обсудить и концептуализировать случай друг с другом и преподавателями. Проделанная в течение недели работа помогла участникам получить необходимый объем теоретических знаний об этапах заключения контракта, наработать практические навыки и овладеть этой важнейшей компетенцией.

Дорогие коллеги, в скором времени стартует следующий модуль программы «60 шагов в психотерапию» — «Основы клинической неврозологии», включающий шаги «Теория отношений личности В.Н. Мясищева — Б.Д. Карвасарского и ее для понимания невротических расстройств», «Понимание невротических расстройств с позиции Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии» и «Современные представления о принципах лечении невротических расстройств». Напоминаем, что возможно участие как в программе «60 шагов в психотерапию» целиком, так и в любом ее отдельном мероприятии! Присоединиться к слушателям Вечернего Института вы можете по ссылке: https://vip.spb-ipmp.ru/

Психотерапевтическая техника недели: социометрия

Одним из способов исследования отношений в группе и стимулирования групповой динамики (в том числе при проведении динамической группы) может быть предложенная Якобом Леви Морено техника социометрии.

Социометрическая техника, разработанная Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в больших и малых в группах, а также для их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно:

· измерить степень сплоченности-разобщенности в группе;

· выявить «социометрические позиции», т. е. соотносительный авторитет членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

· обнаружить внутригрупповые подсистемы, сплоченные образования, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

· изучить типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Используя социометрию, можно, например, проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров, а на основе этих данных проводить перегруппировку людей в командах так, чтобы снизить напряженность, возникающую коллективе из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

В рамках тренинга в модели динамической группы в нашем Институте мы часто применяем социометрическую технику в следующей простой модификации. На большом листе бумаги все участники круга пишут свое имя. Затем каждому члену группы предлагают выбрать наиболее симпатичного (близкого, понятного) участника и участника, вызывающего наибольшую антипатию (непонятного, вызывающего вопросы, трудности, претензии и пр.), и провести к ним соответственно красную и синюю стрелочки. Таким образом становится наглядной иерархия в группе (наиболее принимаемые, популярные и отвергаемые члены) и стимулируется межличностное взаимодействие, нацеленное на разъяснение выбора.