Дорогие друзья! Приветствуем вас на виртуальных страницах Еженедельника Института психотерапии! В сегодняшнем выпуске …

Институт психотерапии в лицах — Наталья Викторовна Минникаева, заведующая учебной частью Института

Лекция Равиля Каисовича Назырова на 6-м заседании Лаборатории по изучению человека и культуры XXI века

Гранулы науки

Лаборатория психотерапевтической лингвистики

10-й Семинар лаборатории методики и методологии обучения психотерапии «Кристалл» — «Профессиональная судьба психотерапевта: консалтинг в области профессиональных маршрутов в концепции «life-long learning»

 

__________________________________________________________________

 

Институт психотерапии в лицах — Наталья Викторовна Минникаева, заведующая учебной частью Института

Дорогие друзья, гостья сегодняшнего выпуска нашего Еженедельника — Наталья Викторовна Минникаева, заведующая учебной частью Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского

Профессиональный путь Натальи не был прямым: много лет назад он начался с такой, казалось бы, далекой от психологии сферы, как спорт и физическая культура. «Я с детства занималась гимнастикой, — рассказывает Наталья. — И после окончания школы мне показалось естественным продолжить образование в этой сфере». Наталья поступила в Техникум физической культуры и спорта по направлению «Физическая культура и массаж». После рождения старшей дочери наша гостья решила продолжить обучение сначала в Академии физической культуры, а затем и в аспирантуре, по окончании которой в 2003 году защитила кандидатскую диссертацию (является кандидатом педагогических наук) и заняла должность доцента. Наталья является автором более 10 учебных пособий и более 30 научных статей!

Нашу гостью всегда интересовало направление помогающей, оздоравливающей физической культуры (следует сказать, что сама она увлеклась йогой еще со времен обучения). Написанные ей статьи посвящены преимущественно женщинам, их здоровью и способам повлиять на него положительно через физические упражнения. Помимо работы в вузе (преподавательский стаж Натальи превышает 20 лет!), наша гостья вела тренинговые программы, благодаря которым поняла, что имеющихся у нее знаний для работы с людьми недостаточно. «Люди приходили не только, чтобы поработать с телом, — рассказывает Наталья. — Они приходили с душой. Моей задачей становились не только коррекция фигуры и улучшение физического состояния. Важно было сделать так, чтобы люди уходили в другом настроении. Все они приходят со своими проблемами, негативными переживаниями, такими как гнев, злость, депрессия, обида. И нужно с этими переживаниями что-то сделать, чтобы за время занятия помочь людям наполниться другими эмоциями».

Наталья поняла, что необходимо продолжать обучение и поступила учиться в Социально-психологический институт по специальности «консультативная психология». В психологии наша гостья искала свой путь, свое направление. Какое-то время она занималась когнитивно-поведенческой психотерапией (Наталья прошла глубокое обучение КПТ в нашем Институте у И.В.Бубновой и в АКПТ у Д.В. Ковпака), но потом осознала, что нужно использовать свое базовое образование, и погрузилась в изучение телесной психотерапии. «Я обучалась в Московском институте клинической психологии и психотерапии, прошла годовое обучение у Владимирова Баскакова, — рассказывает наша гостья. — И сейчас могу с полным правом назвать себя телесно-ориентированным психотерапевтом». В ходе своих тренинговых занятий Наталья интуитивно (в том числе через использование некоторых упражнений йоги, таких как йога-нидра, или йога психического сна) подошла к трансовым техникам, отметив впечатляющий эффект от добавления их в работу.

В течение пяти лет Наталья проводит выездные группы для женщин, желающих изменить свою жизнь к лучшему: «На протяжении нескольких дней подряд мы занимаемся только своим здоровьем, переосмыслением проблем и жизни в целом, духовным развитием. Это происходит в ретрит-центрах в невероятно красивых, уединенных природных местах — были на Байкале, Горном Алтае, Кавказе. Мы чередуем интенсивную психотерапевтическую работу (задействуем в том числе и групповую динамику) и физические упражнения с насыщенной экскурсионной программой. Это потрясающая возможность всего за несколько дней совершить настоящий прорыв, добиться очень значительных изменений».

В 2021 году Наталья оставила должность доцента в своем вузе и переехала из Кемерово в Санкт-Петербург. И здесь все сложилось — и желание нашей гостьи полностью посвятить себя психологии, и ожидающая ее вакансия заведующей учебной частью в нашем Институте! «Мне кажется, — говорит Наталья, — этот тандем будет полезным для всех: и человек для Института и Институт для человека. Когда я еще только задумывалась о работе в Институте, меня удивило число и содержание положительных отзывов на него в сети Интернет: люди восхищались и качеством образовательных услуг, и человеческим отношением преподавателей, и составом кадром. Сейчас, когда я погрузилась в работу учебной части, я вижу, насколько тщательная работа проводится по составлению образовательных программ, совершенствованию компетентностного подхода. Если в других учебных заведениях зачастую учат чему-то оторванному от жизни, то здесь человек после образовательной программы уходит с таким набором компетенций, который позволяет ему сразу идти в практику. Институт дает все — и теорию, и практику, и возможность успешной деятельности. Каждый преподаватель в Институте по-настоящему вкладывает душу — это видно и по подбору информации, и по тому, что информация находится на переднем крае науки. Наши программы инновационны! Институт инициирует новые образовательные направления, и преподаватели с большим сердцем реализуют, трепетно заботясь о слушателях». Еще одна особенность нашего Института, подмечаемая Натальей, — продолжение дела Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии: «Мы последователи таких выдающихся ученых, как Б.Д. Карвасарский, В.Н. Мясищев, теоретические и практические разработки которых уникальны и самобытны. И наш Институт бережет, умножает и транслирует эти бесценные знания! Три наших важнейших столпа — люди, наука и история».

Профессиональная мечта Натальи сейчас переплетается с Институтом. «Мне бы хотелось, — рассказывает наша гостья, — развивать здесь направление телесно-ориентированной психотерапии и гипнотерапии, чтобы через него делиться собственными знаниями и опытом. Сейчас я стараюсь наращивать для этого свои компетенции, посещаю множество курсов». Другая мечта Натальи — придать своим авторским выездным группам еще больший психотерапевтический вектор, дать возможность людям за короткий промежуток времени достичь как можно более выраженных положительных изменений и, что особенно важно, научиться объяснять им происходящее с ними с точки зрения науки, а не эзотерики. Мышление многих людей сейчас остается мистически, хочется изменить эту ситуацию, найти опору в классических трудах и строить свои клиентские встречи на основе науки!»

 

Лекция Равиля Каисовича Назырова на 6-м заседании Лаборатории по изучению человека и культуры XXI века

18 ноября небольшая делегация нашего Института побывала в Москве на 6-м заседании Лаборатории по изучению человека и культуры XXI века, созданной философом, семиотиком, лингвистом и психологом, доктором филологических наук Вадимом Петровичем Рудневым в 2020 году при Философском факультете МГУ. Приглашение на данную встречу было ответом на прошедшую в нашем Институте 12 октября научную конференцию, посвященную психотерапевтической лингвистики, и стало еще одним шагом к сотрудничеству с коллегами из столицы в данной инновационной и активно развиваемой, в том числе в специально созданной общественной лаборатории, области. Заседание проходило в Москве, в интеллектуальном клубе-пространстве «Нигде Кроме». Наш Институт на мероприятии представляли ректор Равиль Каисович Назыров, первый проректор Ирина Сергеевна Королева и преподаватель, руководитель еще одной лаборатории, лаборатории психотерапии пограничных состояний, заслуженный врач Республика Карелия Екатерина Николаевна Базарова. На данной встрече Равиль Каисович выступил с докладом «Возможности психотерапевтической лингвистики: как изменить мир с помощью языка», затронув такие важные вопросы, как методологический кризис психологии и возможные пути выхода из него, конструирование Мира с помощью языка, в том числе зависимость от него качества коммуникации, здоровья (или болезни) и счастья (или страдания), и, конечно же, возможности повышения эффективности психотерапии и других помогающих практик, а также и личной эффективности каждого конкретного специалиста, лингвистическими методами. Помимо организатора мероприятия, Вадима Петровича Руднева, на встрече очно и онлайн присутствовали специалисты в области лингвистики, психологии и психотерапии, в том числе Александр Иосифович Сосланд — известный психолог, психотерапевт, кандидат психологических наук. Выступление Равиля Каисовича вызвало огромную заинтересованность у всех участников встречи, выразившуюся в обилии встречных вопросов и сделавшую необходимость продолжения работы в данном направлении очевидной. Так что продолжение следует!

 

Гранулы науки

Лаборатория психотерапевтической лингвистики

На очередном заседании лаборатории участники обсудили на упомянутой выше встрече в Москве, заключив, что это очень важная «проходка», которая позволила получить дополнительное представление о том, с каких позиций будут рассматривать психотерапевтическую лингвистику различные профессиональные сообщества — сообщества лингвистов, психологов, философов и др. Лаборанты, также наблюдавшие за встречей в онлайн-формате, единодушно отметили, что атмосфера на ней была очень позитивная атмосфера, а наших спикеров приняли с большим интересом и уважением.

После этого лаборатория познакомилась с новым участником — Дмитрием Трофимовым, клиническим психологом и компетентностным преподавателем нашего Института. После этого последовала работа над статьей по психотерапевтической лингвистике по итогам октябрьской конференции, в том числе были назначены ответственные за подготовку различных ее разделов.

10-й Семинар лаборатории методики и методологии обучения психотерапии «Кристалл» — «Профессиональная судьба психотерапевта: консалтинг в области профессиональных маршрутов в концепции «life-long learning»

Вчера, 25 ноября, в Институте состоялось еще одно важное событие. Вот уже в 10-й раз общественной лабораторией «Кристалл», работающей над совершенствованием методики и методологии обучения в Институте, был организован научно-практический семинар. В этот раз семинар был посвящен профессиональному пути психотерапевта с учетом концепции «life-long learning» — обучения длиною в жизнь, т.е. непрерывного профессионального обучения, а также помощи специалистам, испытывающим на этом пути затруднения.

С целью оказания подобной помощи в нашем Институте была разработана и уже реализуется особая система профессионального консультирования. Согласно данной системе, специалистов, столкнувшихся на пути профессионального развития с какими-либо трудностями, можно разделить на шесть типов (0–5), начиная с человека, только решающего, связывать ли свою жизнь с психотерапией и психологией, и заканчивая профессионалом с прекрасной карьерой, не испытывающим, однако, полной удовлетворенности степенью своей реализации. Для каждого из этих типов разработаны собственные спектр и последовательность консультационных мероприятий (разовая консультация, консультирование, профессиональный коучинг, личная психотерапия и др.), позволяющие составить оптимальный профессиональный маршрут.

Семинар проходил в онлайн формате и вызвал активную заинтересованность в профессиональном сообществе — число его участников достигло 100 человек! Почетным гостем и спикером Семинара стал Михаил Владимирович Кларин — главный научный сотрудник Лаборатории дидактики и философии образования Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО. Следует отметить, что Михаил Владимирович открыт сотрудничеству и не в первый раз с удовольствием принимает приглашение Института. В выступлении он представил собственный взгляд на непрерывное профессиональное обучение (нужно сказать, что одной из ключевых идей Семинара в итоге стала необходимость замены в данном выражении слова «обучение» на слово «развитие»), а также роль в его осуществлении профессиональных сообществ (как формальных, например ассоциаций и пр., так и неформальных).

Равиль Каисович рассказал о профессиональном пути психотерапевта, в том числе об актуальных проблемах современной психотерапии, способах (и качестве!) подготовки психотерапевтов, осознанном пути восхождения в профессию и предназначении разработанной Институтом системы консультирования.

После этого методисты Института Ирина Витальевна Миронова и Ольга Ростиславовна Фартушная представили соответственно основные характеристики типов специалистов и основные элементы консалтинга, а Ирина Сергеевна Королева, первый проректор, — алгоритм консультирования специалистов каждого типа.

В ходе Семинара традиционно была предусмотрена работа участников в сессионных залах. Первое распределение участников по залам было случайным, а работа была направлена на самодиагностику и определение, к какому типу специалистов участники могли бы себя отнести. Вторая итерация предполагала осознанный выбор участниками сессионного зала в зависимости от отнесения себя к тому или иному типу специалиста. Модераторами групп, компетентностными преподавателями и сотрудниками Института (Еленой Сусловой и Ангелиной Лангинен, Ириной Мироновой и Юлией Пугач, Ольгой Фартушной и Ольгой Гессе, Ольгой Решетовой и Дмитрием Трофимовым, Натальей Выткаловой и Максимом Пузыревым, Натальей Минникаевой и Ариной Клишиной), была проведена блестящая работа! По результатам взаимодействия с людьми в группах, они подготовили выступления, в которых отразили актуальные проблемы, стоящие перед специалистами, и возможные пути их решения. Эти данные непременно будут использованы для совершенствования методики!

Важно, что уже в ходе Семинара некоторые участники изъявили желание пройти в Институте консультирование и выработать с нашими специалистами собственный профессиональный маршрут.

Это если рассказывать о Семинаре кратко. Но нам кажется, что выступления спикеров и мнения наших дорогих гостей заслуживают того, чтобы поведать о них подробнее, поэтому в следующем выпуске Еженедельник планируем вновь вернуться к рассказу об этой интереснейшей конференции.

Еще одна важная новость в том, что в самое ближайшее время мы выпустим методическое пособие с описанием технологии профессионального консультирования в концепции life-long learning, поэтому все желающие смогут познакомиться с ней ближе, а также освоить и внедрить в собственную практику!