Дорогие друзья, рады вновь приветствовать вас на страницах нашего Еженедельника!

 

Как и обещали, в этом выпуске мы решили вновь вернуться к прошедшему 25 ноября 10-му Семинару лаборатории методики и методологии обучения психотерапии «Кристалл» «Профессиональная судьба психотерапевта: консалтинг в области профессиональных маршрутов в концепции «life-long learning». Нам хочется рассказать вам об этом мероприятии, да и о самой системе консультирования, подробнее, тем более что они вызвали искреннюю заинтересованность и большой отклик у всех гостей конференции.

Ежедневно в нашем Институте мы наблюдаем специалистов, которые на своем профессиональном пути столкнулись с некоторыми трудностями и не вполне представляют, куда им двигаться дальше. Трудности эти разнообразны, но достаточно характерны для определенных этапов развития специалиста, в связи с чем представляется возможным (разумеется, с некоторой долей условности) разделить специалистов на несколько групп. Желая максимально эффективно помочь нашим слушателям в преодолении сложностей на пути к профессиональной мечте, мы разработали целую систему консультирования в области профессиональных маршрутов, включающую типологизацию специалистов в зависимости от этапа их профессионального развития и основанную на концепции непрерывного профессионального образования, Life-Long-Learning — обучения длиною в жизнь. Знакомству с данной программой и ее обсуждению и был посвящен прошедший Семинар.

Прежде чем идти дальше, давайте разберемся с дефинициями, т.е. тем, что мы имеем ввиду под профессиональным маршрутом и профессиональным консультированием.

Профессиональный маршрут — индивидуальная траектория профессионального непрерывного развития, где обозначены вектор и принципиальные этапы профессиональной самореализации.

Профессиональное консультирование — процесс консультирования специалиста с целью осознания, определения и реализации профессионального маршрута (профессионального обучения и становления в выбранной профессии).

Интересной была структура Семинара. Вслед за выступлением приглашенного спикера сотрудники Института рассказали гостям о системе консультирования и ее предназначении: Равиль Каисович Назыров затронул проблематику профессионального развития специалиста в сфере психотерапии, Ирина Витальевна Миронова рассказала о типах специалиста, Ольга Ростиславовна Фартушная — об общих принципах консультирования, а Ирина Сергеевна Королева — о том, как осуществляется консультирование специалистов различных типов. За представлением программы консультирования началась практическая часть семинара — во время двух заходов в сессионные залы гости конференции имели возможность под руководством модераторов (компетентностным преподавателей и сотрудников Института) сначала провести самодиагностику, отнеся себя к одному из выделенных типов, а затем, в соответствии со своим типом, обсудить волнующие проблемы и пути их решения. Но обо всем по порядку

Важным гостем Семинара был друг нашего Института, главный научный сотрудник Лаборатории дидактики и философии образования Института стратегии развития образования РАО, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук Михаил Владимирович Кларин. Представляем вашему внимание его выступление.

Мне очень откликается тот курс на непрерывное профессиональное развитие, который взял Институт Карвасарского. В декларативном плане говорят про это многие, но инструментально все гораздо сложнее. Мне хочется поделиться своими соображениями: они отчасти из области теоретических обобщений, а отчасти — из области прямого практического опыта. Мысль, что Life-Long-Learning — флаг нашего времени, не новая. Она исходит из 1970 гг., и повторяют ее все. Другое дело, какая реальная подоплека за ней стоит, особенно в профессиональной области. Здесь есть несколько трендов. Один тренд в том, что профессиональная область обновляется постоянно: появляются новые разработки, становится все более тонкой контекстность применения методов в помогающих профессиях. И сама эта сфера разрастается и дифференцируется. Коучинг, к которому я принадлежу, — новая область, Международная федерация коучинга недавно отметила 25-летие (хотя сама практика, естественно, появилась гораздо раньше). Психотерапия значительно старше, но тоже не является многовековой практикой, хотя уже набрала огромный профессиональный опыт, который я как один из создателей профессиональной ассоциации русскоязычных коучей обозревал очень внимательно. Заметный тренд в развитии профессионализма — создание профессиональных сообществ. При этом один вариант заключается в создании профессиональных ассоциаций (и это очень позитивная тенденция, развиваемая постепенно и в нашей стране), а второй — в создании профессиональных сообществ как таковых. И это тренд самого последнего времени. Я расскажу, что я вижу в практике крупных профессиональных объединений помимо ассоциаций. Возможно, здесь найдется пересечение с деятельностью Института. Я работаю как еxecutive коуч, т.е. коуч высших руководителей. Временами меня приглашают в крупные консалтинговые компании, в которых коучинг выделен в особое направление (есть даже международные компании, которые специализируются только на этом). Что же делают эти передовые компании в консалтинге (в том числе управленческом) и коучинге? Они создают сообщества внутри себя, как бы корпоративные сообщества. Участвовать в них не обязательно (например, меня туда привлекают, но в штате там я не состою). Эти сообщества в первую очередь занимаются развитием своих участников. Они устраивают, например, такие события, как ежегодные Learning days — двухдневное мероприятие с выездом в Брюссель, куда съезжаются профессионалы со всего мира и где происходит обмен опытом — ворк-шопы друг на друге и друг для друга. Несколько лет подряд я посещал эти мероприятия и как участник, и как ведущий ворк-шопов, и это было очень интересно. В промежутках обязательна супервизия (я ее активный сторонник, вводил ее в ассоциацию и считаю магистральным путем профессионального роста). Другая практика, особенно актуальная в ковидное время, — зум-встречи, не требующие перемещений между границами. Благодаря им многие организации строят свои внутренние корпоративные сообщества из людей, рассеянных по разным местам. Поддержание сообщества и регулярных встреч, обсуждение кейсов, взаимная супервизия — это огромная поддержка для профессионального развития и ощущения на уровне вытянутой руки, пусть и виртуальной, профессионального и человеческого контакта. Это внутри профессионального сообщества. Если мы говорим про профессиональный рост, то профессионал находится в широком профессиональном окружении.

Еще один тренд, который сейчас проявился, — переход между профессиями, профессиональная миграция. Т.е. с одной стороны есть тренд на профессиональное заглубление, обогащение, супервизию, освоение новых инструментов, а с другой — тренд выхода за границы своего профессионального трека. Идея образования, обучения через всю жизнь, непрерывного развития касается не только профессионалов, она касается всех. Если мы посмотрим вокруг, то увидим, что все большее и большее количество людей обращается к курсам, программам (и не только освоения компьютерных навыков, а в том числе личностного роста, развития). Многие профессионалы должны сейчас по сути своей деятельности выполнять обучающие задачи, не становясь профессиональными преподавателями. Я вижу перспективу помогающих профессий в том, чтобы наращивать дополнительные компетенции, прежде всего обучающие, потому что нужно передавать опыт не только младшим коллегам внутри своего трека, но и наружу, когда, развиваясь как эксперты, мы выходим за пределы своего цеха, в социум. Еще один вариант такого выхода, когда люди других профессий приобретают компетенции из нашей области, например руководители разных уровней, будь то коммерческие, некоммерческие организации и даже государственный сектор. Конечно, они никогда не будут стремиться стать профессиональными психотерапевтами. Но, например, давать поддерживающую обратную связь — сейчас одно из главных слов в менеджменте. Чтобы поддержать сотрудника, помочь ему найти специалиста помогающей профессии, об этом нужно что-то знать. Раньше этого не было в должностных инструкциях руководителя, но сейчас это очень актуально. Речь идет о профессиональном просвещении тех, кто не относится к помогающим профессиями. Не сделать всех профессионалами, но научить поддерживать тех, кто рядом. Это касается людей управляющих должностей, но не только. Компетенции из сферы психотерапии необходимы педагогам. Пока это не так явно, первыми становятся сотрудники альтернативных школ, особенно частных. Соответствующие компетенции нужны родителям, они все более и более к этому чувствительны: в крупных городах растет процент семей, обращающихся к семейному образованию, выводящих детей в частные школы и тратящих на это значительные средства. Родители все более заботятся о психологической обстановке, в которой находятся их дети.

Есть очень многочисленная категория людей, которые по своей профессии или жизненному статусу, например родительскому, нуждаются и будут нуждаться в компетентном, умном и проникновенном слове от серьезных профессионалов. Дополнительные компетенции, которые будут поддерживать такое обращение в социум, своего рода педагогизация профессии, консалтинговая оболочка в широком смысле, очень актуальны сейчас для профессионального сообщества.

Как уже было сказано выше, Равиль Каисович Назыров, врач-психотерапевт, доктор медицинских наук и ректор нашего Института, проблематизировал путь становления психотерапевта в современном мире. Представляем вашему вниманию его доклад.

Я отметил важную вещь: в медицине НМО надо заменить на НМР, т.е. на «непрерывное развитие». Моя задача — попытаться сейчас проанализировать профессиональный путь психотерапевта и поискать тенденции, которые мы можем обнаружить. Я занимаюсь обучением уже около 30 лет. Первые эксперименты мы делали в конце 1980-х в Тюмени, а в последние годы развиваем образовательный подход в нашем Институте. На самом деле тема достаточно сложная, и однозначный удобоваримый ответ, как двигаться, восходить в эту профессию, сложно определить. Мы должны иметь в виду, что и сама психотерапия меняется — и это одна из причин необходимости непрерывного развития. Если представить себе психотерапию 10 лет назад и сейчас, то это совершенно разные системы. Исследование данной темы необходимо, чтобы прогнозировать, что будет через 5, через 10 лет, через 20 лет… Особенно это касается тех молодых людей, которые принимают решение идти в профессию сейчас. Важно, чтобы они не ошиблись ни в выборе, ни в движении. Другие вопросы, о которых хотелось бы поговорить, как стать психотерапевтом, какой путь более предпочтителен и какую помощь в определении этого пути, профессионального маршрута может оказать специальное консультирование. Я вспоминаю историю своего товарища, который находился в профессии, на каком-то этапе овладел методом, занимался им… Однако в итоге профессионального развития не случилось, хотя потрачено на это было 10 лет. Обсуждая с ним причины, я был удивлен его ответом: оказалось, что он набрел на этот метод случайно, когда выдалась возможность пройти образовательный цикл, потом вкладывался, а потом было уже жаль потраченного времени, начал заниматься еще больше, но в итоге оказалось, что это не соответствует ни его личностным чаяниям, ни той группе клиентов, с которыми он собирался работать. Поэтому та идея, которую предлагает наша система Life-Long-Learning consulting, может быть очень полезной и востребованной.

Если мы коснемся вопроса о том, что сегодня происходит в психотерапии, то можно отметить очень сложные разнонаправленные процессы. Некоторое время назад в рамках симпозиума по клинической психотерапии мы встречались с коллегами, вспоминали свой путь в профессию… Раньше путь был более простым: какая есть путевка (в ГИДУВ, ЦИУВ), туда и идем на обучение. Сейчас же увеличилось количество методов. Мы часто об этом говорим, но все же не до конца понимаем масштаб: выбор метода — это уже целая проблема. Расширяются границы клинического и неклинического применения. Случается, что психотерапевты меняют свою профессию, например на коучинг, и есть разные объяснительные схемы, почему это происходит. Ответ часто звучит, как «я хочу заниматься не только больными, но и здоровыми», и по сути, такая деятельность становится психотерапевтическим пособием здоровому человеку. Особое переживание вызывают формирующиеся виды «обыденной» психотерапии. Появляются самые разные специалисты: «регрессологи», «оргазмологи», специалисты, предлагающие консультирование без дополнительных уточнений, медиацию, десенсибилизацию и переработку движениями глаз, расстановки, гомеопатию… Психотерапия проверяется доказательной медициной (которая сама только еще складывается), развитием нейронаук и психофармакотерапии и плохо вписывается в современное здравоохранение.

Если мы посмотрим на современную систему становления психотерапевта, то тут есть различные, иногда взаимоисключающие, модели. Например, программы переподготовки могут быть компактными (500 уч.ч.; хотя сейчас речь ведется и о 250 часах), средней продолжительности (порядка 1000 уч.ч.) и длительными — 2–3 года. Подготовка психоаналитиков может достигать 5 лет, однако мы обнаружили, что активной подготовки там не более 500 ч. Но даже при полноценном двухгодичном обучении не гарантировано качество: когда мы с Б.Д. Карвасарским принимали экзамены у ординаторов, мы часто видели, что их нужно еще учить и учить… Именно из этого и выросла идея компетентностного образования.

Существуют программы изучения одного единственного метода. Можно, к примеру, взять какой-нибудь метод, скажем, кататимно-имагинативную психотерапию, пройти несколько глубоких циклов и за 2–3 года стать «психотерапевтом», не будучи при этом психотерапевтом с точки зрения официального понимания психотерапии как специальности. Иногда люди обучаются отдельным формам психотерапии, например семейной, не умея работать индивидуально или с группой. Есть вариант изучения группы методов, например «КПТ» (а когнитивно-поведенческих методов сейчас около 400!), «гипноз» или «гештальт».

Результаты такой подготовки, к сожалению, не очень впечатляют. Психотерапия вымывается из медицины, сейчас она лишилась лицензии, что, мне кажется, не случайно, и нашей задачей является проанализировать это и, возможно, предложить другой вариант. Психотерапия трудно себя чувствует в психиатрии и наркологии. Наши пациенты переживают «психотерапевтический лабиринт», когда порой годами не могут найти собственный метод, а любая система без всякой диагностики начинает с ним психотерапию с нуля.

Предпочтительным путем восхождения в профессию нам видится следующий. Важными нам кажутся несколько вещей. Путь этот должен быть осознанным, основанным на тщательно проанализированных личностных целях, ориентированным на основную целевую группу, предполагающим создание СИСТЕМЫ постижения психотерапии и верифицированным. Верификация должна осуществляться клиническими результатами, личной психотерапией и диагностикой личной готовности, методологией обучения (мы должны понимать, чему мы учимся!) с опорой на достижения науки и профессиональное сообщество.

Предлагаемая нашим Институтом специальная система консалтинга может помочь произвести рефлексию идентичности и, при необходимости, ее коррекцию как способность к зрелому целеполаганию, осознать предназначение, сформировать цели обучения, тщательно отобрать (убрав все лишнее!) элементы профессионального развития и обучения (аудиторные и внеаудиторные.

В следующем докладе Ирина Витальевна Миронова, клинический психолог и методист компетентностных преподавателей Института, рассказала о типах специалистов. В кратком виде нам хотелось бы представить данную типологию и вам.

Тип специалиста 0: человек, не определившийся в профессии и находящийся в поиске

Данный тип:

  • испытывает трудности в реализации своего внутреннего потенциала в полученной специальности;
  • ищет пути реализации себя в других или смежных сферах;
  • не имеет сформированной принадлежности к профессиональному сообществу и представления о «своих» людях, «своей» профессиональной среде (эти представления часто меняются, так как человек пробует различные специальности);
  • образовательный курсы и сферу деятельности выбирает обычно неосознанно и импульсивно, ему «все интересно», «все хочется попробовать»; стремится изучить многое, но без структуры и без четких целей; избегает практики.

Тип специалиста 1: человек в выборе специальности

Данный тип:

  • уверенно хочет стать профессионалом в области психологии или психотерапии;
  • не может точно определиться со специальностью, например выбирает среди следующих: психолог-консультант, клинический психолог, педагог-психолог или врач-психотерапевт;
  • тянется к знаниям, предъявляет запрос на получение более глубоких знаний, но не имеет плана действий;
  • испытывает потребность попробовать себя в практической работе, потребность в поиске навыков для смены деятельности, идентификации себя с группой, обретении условий, соответствующих интеллектуальному и личностному росту.

Тип специалиста 2: специалист в профессиональном кризисе.

Данный тип:

  • страдает и переживает возможную ошибку в выборе профессии;
  • выбирает профессию неосознанно, с неоправданными ожиданиями от содержания профессиональной деятельности;
  • испытывает фрустрацию относительно профессиональных неудач;
  • не ощущает удовлетворения и идентичности со своим статусом;
  • по отношению к коллегам порой проявляет избегание, отрицает потребность в принадлежности к профессиональному миру и его поддержке;
  • скептически настроен по отношению к учебным программам, сопротивляется учебному процессу, склонен к бесконечному обучению.

Тип специалиста 3: специалист без практики — де-юре, но не де-факто

Данный тип:

  • имеет базовое образование, но не имеет профессиональной практики;
  • вероятно, проходил курсы повышения квалификации, но не взаимодействовал с реальным пациентом;
  • не имеет опыта для формирования профессиональной идентичности;
  • предъявляет к себе завышенные требования;
  • испытывает ярко выраженную, осознанную потребность в росте и развитии, готов к работе;
  • склонен к бесконечному обучению традиционного типа (лекционному).

Тип специалиста 4: специалист с работой, но без карьеры

Данный тип:

  • имеет хорошую с работу (например, свой кабинет), но не очень успешную карьеру;
  • при наличии формального благополучия и реализации в социальном плане не испытывает персонального ощущения этой реализации;
  • пребывает в профессиональном сообществе формально, не проявляя себя; не имеет личных целей и общих взглядов с коллегами; не имеет должного статуса;
  • испытывает высокую потребность в росте и развитии и благодаря хорошей рефлексии отчетливо ее осознает, но может не заявлять открыто, так как формально у него все в порядке, а в наличии этой потребности может быть больно признаться.

Тип специалиста 5: специалист с карьерой, но без профессионального счастья

Данный тип:

  • имеет высокий профессиональный статус, но не удовлетворен материальной и профессиональной самореализацией;
  • имеет объемный опыт в своей области, но не трансформировал его в авторские продукты (нет творческой реализации);
  • при внешнем благополучии чувствует неудовлетворенность;
  • обычно не обладает компетенциями профессиональной самопрезентации и профессиональной идентификации;
  • потребность в росте и развитии заявляет косвенно, осознавать ее может не в полной мере в силу своего высокого статуса.

Ольга Ростиславовна Фартушная, методист учебной части и преподаватель Института, в своем выступлении отразила основные элементы консультирования в концепции Life-Long-Learning.

При обращении специалиста за консультативной поддержкой составляется типовой профессиональный маршрут, предполагающий последовательное осуществления серии образовательных программ и форм внеаудиторной активности, по которому специалист будет следовать в сопровождении консультанта или самостоятельно.

Основные элементы LLLC консалтинга

  • Первичная консультация.
  • Групповая консультация.
  • Консультация по формированию профессионального маршрута.
  • Консультирование по формированию профессионального маршрута.
  • Профориентационный коучинг.
  • Учебная психотерапия.

Первичная консультация

Это краткосрочная консультация, на которой консультант определяет способы и формы дальнейшей работы, тип специалиста, предоставляет расписание образовательных программ и информационный буклет по возможностям технологии LLLC. На данном этапе возможно предварительное уточнение следующего шага профессионального движения. Цель первичной консультации — познакомить консультируемого с технологией составления профессионального маршрута, а также предоставить инструменты для составления собственного профессионального маршрута по продуктам Института.

Групповая консультация

Возможно проведение групповой сессии как в рамках вечернего института, так и в рамках отдельного мероприятия. Цель групповой консультации — познакомить консультируемого с технологией составления профессионального маршрута, а также предоставить инструменты для составления собственного профессионального маршрута.

Консультация по формированию профессионального маршрута

На данном уровне проводят работу со специалистами, которые уже имеют определенные профессиональные цели и четко представляют план своего профессионального развития. Консультант работает с конкретным запросом клиента, помогает ему выбрать способы реализации плана, предоставляет информационную поддержку. Цель консультации — составить профессиональный маршрут клиента

Консультирование по формированию профессионального маршрута

На данном уровне консультант помогает клиенту разобраться с профессиональной областью. Глубинная работа с личностной ситуацией не предполагается, однако консультант учитывает влияние личностных аспектов на профессиональную жизнь.

В ходе консультаций формулируют и уточняют профессиональные цели с учетом личных обстоятельств (декомпозируют цель на задачи). Цель консультирования помочь клиенту в получении представлений о личностной цели и инструментов ее достижения

Профориентационный коучинг

Данный формат предполагает работу с личностью, не находящейся в состоянии патологического страдания. Работа с клиентом может затрагивать все сферы его жизни в контексте их взаимосвязи с профессиональной самореализацией. Отличительной чертой коучинга является то, что клиент может иметь цель, но не имеет инструментов для ее достижения. LLLC-консультант сопровождает клиента на каждом этапе движения по профессиональному маршруту. Проводится глубокая работа по развитию навыков планирования и целеполагания в рамках профессионального развития. Цель коучинга — реализация инструментов для достижения личностной цели (сопровождение на пути достижения цели).

Учебная психотерапия

Данный формат работы предполагает первоочередное решение задач по выходу из состояния патологического страдания/личностного кризиса, связанного с профессиональной деятельностью. Цель сопровождения психотерапиисортировочные встречи, интеграция опыта психотерапии, работа с профессиональной сферой параллельно или после окончания психотерапии.

Ирина Сергеевна Королева, первый проректор Института, в своем выступлении рассказала о методике консультирования специалистов каждого типа. Но это выступление мы решили оставить за кадром, чтобы подогреть ваш интерес и пригласить в наш Институт узнать о технологии больше, а может быть, получить консультацию в качестве клиента или даже обучиться методике и применять ее в качестве нашего сотрудника или участника лаборатории «Кристалл»! Будем очень рады видеть вас!

Кроме того, в ближайшее время по консультированию в концепции Life-Long-Learning планируется издание полноценного методического пособия, которое также будет полезно всем желающим овладеть технологией консультирования и использовать ее в своей практике!

Но вернемся к конференции. Вслед за выступлениями спикеров последовала работа в группах. Первое разделение по залам было случайным. В отдельных сессионных залах все участники (а на Семинаре их было более 100) с помощью наших модераторов смогли, опираясь на приведенные выше признаки, провести самодиагностику и отнести себя к тому или иному типу специалиста. На первый взгляд может показаться, что методика имеет некоторое смещение в сторону страдания: в частности, Михаил Владимирович Кларин перед работой в сессионных задал вопросы, оказавшие влияние на всю последующую работу. Вопросы были связаны с тем, возможно ли вообще профессиональное счастье и до какого уровня (типа) специалист должен дойти, чтобы стать счастливым.

Попытки найти ответы на эти вопросы развернулись в многих рабочих группах. В качестве итога этих попыток поясним, что специалист может быть счастливым профессионалом на любом этапе своего развития, как может быть счастливым и весь процесс его обучения! (Например, Екатерина Николаевна Базарова, известный врач-психотерапевт, заслуженный врач Республики Карелия, отнесла себя к типу 4 и отметила, что более чем счастлива на этом уровне и двигаться к типу 5 считает бессмысленным, предпочитая «движение вглубь».). Методика предлагает условную классификацию типов людей, у которых возникли затруднения в определении своего дальнейшего движения. Если же человек не ощущает трудностей, знает, куда и когда ему нужно двигаться, то, возможно, в применении этой методики в данный конкретный момент он не нуждается.

Большинство специалистов все-таки справились с самодиагностикой и на втором этапе работы, предполагавшем уже не случайное разделение, а целенаправленный выбор группы, соответствующей определенному типу специалиста, перешли в сессионные залы. Самым наполненным оказался зал специалистов типа 4, а одной из наиболее часто озвучиваемых проблем — потребность внести в свою деятельность больше творчества, в том числе через переход от работы в государственных учреждениях к частной практике.

В целом Семинар получился живым, насыщенным и полезным. Его результаты непременно будут использованы в совершенствовании методики консультирования по профессиональным маршрутам и разработке новых программ обучения для специалистов!