Дорогие друзья! Поздравляем вас с началом лета и приветствуем на виртуальных страницах нашего Еженедельника! Сегодня в выпуске…

Институт психотерапии в лицах: Миронова Ирина Витальевна — компетентностный преподаватель Института

Новости текущего цикла

Клиническая психотерапия. Клиническая психотерапия невротических расстройств

Личностно-ориентированный уровень когнитивно-поведенческой психотерапии: теоретическое обоснование, особенности процесса, этапы, техники

Лаборатория психотерапии пограничных состояний

Лаборатория клинической психотерапии

Психотерапевтическая техника недели: работа с восприятием в когнитивно-поведенческой психотерапии

 

 

Институт психотерапии в лицах: Миронова Ирина Витальевна — компетентностный преподаватель Института

Дорогие друзья, гостья сегодняшнего выпуска — компетентностный преподаватель Ирина Витальевна Миронова.

По первому образованию Ирина инженер, закончила Санкт-петербургский технический университет. Ирина отмечает, что это образование всю жизнь помогает ей работать с информацией, отбирать и структурировать ее. Вот уже много лет наша гостья проводит экскурсии по Санкт-Петербургу и окрестностям

С нашим Институтом Ирина познакомилась осенью 2020, когда искала учебное заведение, где можно получить психологическое образование: «Институт Карвасарского мне посоветовали за научный подход и высокое качество преподавания. И это оказалось истинной правдой!»

В настоящее время Ирина проходит в Институте переподготовку по психологии, обучается групповой терапии, участвует в лаборатории методики и методологии обучения психотерапии «Кристалл» и сопровождает образовательные циклы в качестве компетентностного преподавателя. «Я увидела объявление о наборе компетентностных преподавателей и с радостью туда пришла, — рассказывает Ирина, — здесь сочетаются две вещи, которые мне важны и интересны: личностно-ориентированное обучение взрослых и забота о людях».

По словам нашей гостьи, Институт для нее сейчас не только живая среда, где внедряются передовые идеи, но и дом, где каждый слушатель важен и ценен, где можно учиться напрямую у классиков психотерапии, где встречают каждого слушателя, помогают ему составить и пройти личный образовательный маршрут: «Я хочу, чтобы каждый человек нашел в Институте свой собственный путь, который поможет ему стать высококлассным специалистом и проявить себя по максимуму!»

Среди профессиональных планов Ирины — продолжить обучение в ИПМП по клинической психологии, развиваться и работать в качестве психолога-практика, группового терапевта и преподавателя, а также, учитывая блестящее знание города и опыт экскурсовода, участвовать в программах Института, связанных с интегрированием обучения в городскую среду. Помимо психологии у нашей гостьи много других интересов: она изучает испанский язык и историю искусства, любит городское ориентирование и пешие походы.

Новости текущего цикла

Клиническая психотерапия. Клиническая психотерапия невротических расстройств

На минувшей неделе в нашем Институте начался цикл «Клиническая психотерапия. Клиническая психотерапия невротических расстройств». Цикл собрал 18 слушателей, среди которых клинические психологи, психиатры, психотерапевты и начинающие специалисты, еще не имеющие практического опыта. Надо отметить, что такой состав учебной группы особенно эффективен, поскольку позволяет моделировать работу полипрофессиональной бригады.

Первый модуль цикла был посвящен стратегиям лечения и реабилитации пациентов основных клинических групп. После установочных упражнений с методистом Ириной Дьячук слушатели прослушали лекцию доктора медицинских наук, ректора нашего Института Равиля Каисовича Назырова о личностных и профессиональных компетенциях психотерапевта, участвующего в лечении пациента с невротическим расстройством, диагностике в клинической психотерапии, построении психотерапевтической гипотезы, выборе психотерапевтических мишеней и составлении индивидуальной психотерапевтической программы.

Во второй день цикла слушатели вместе с Равилем Каисовичем и Александром Александровичем Климовым разбирались в особенностях клинической психотерапии основных нозологических групп — неврозов, зависимостей, личностных расстройств, депрессии и шизофрении. Итогом модуля традиционно выступил клинический анализ психотерапевтического случая (КАПС) с практикой создания индивидуальной психотерапевтической программы. По слова Марии Никулиной, представившей на КАПС своего пациента, данный разбор был образцовым, самым эффективным и структурированным. Учебная группа решила все поставленные задачи.

Второй модуль был посвящен невротическим расстройствам с позиции Ленинградской (Петербургской) школы психотерапии. Слушатели погрузились в изучение модуля с помощью компетентностных упражнений, сформулировали от каждой профессиональной семьи вопросы на модуль, а также представили несколько кейсов своих пациентов. Затем слушатели под чутким руководством Равиля Каисовича познакомились с понятием «невроз» и видами интрапсихического конфликта. Во второй половине у участников цикла была уникальная возможность проверить полученные знания и опробовать навыки на практике с реальным пациентом (наш Институт позволяет обучающимся специалистам приводить на консультацию с участием учебной группы собственных пациентов). Второй день получился не менее практико-ориентированным: слушатели продолжили работу с пациентом, изучили процесс неврозогенеза, выдвинули собственные гипотезы. Во второй половине дня клинический психолог Алина Равильевна Соболевская рассказала слушателям про кризисные состояния и кризисную психотерапию.

Заключительный день модуля начался с лекции Равиля Каисовича, он рассказал про лечение неврозов методом личностно-ориентированной реконструктивной психотерапии. После этого образовательную эстафету перенял Александр Александрович Климов, вместе с которым слушатели продолжили изучение взаимодействия с пациентом с невротическим расстройством. Вслед за теоретической частью и ответами на вопросы последовала демонстрационная сессия с подробным разбором действий терапевта и пациента. Модуль завершился подведением итогов вместе с компетентностным преподавателем и обменом впечатлениями.

Следующий аналогичный цикл состоится в нашем Институте с 29 ноября по 11 декабря 2021. Узнать о нем подробнее и подать заявку на участие можно на нашем сайте: https://spb-ipmp.ru/klinicheskaya-psihoterapiya-klinicheskaya-psihoterapiya-nevroticheskih-rasstrojstv

Личностно-ориентированный уровень когнитивно-поведенческой психотерапии: теоретическое обоснование, особенности процесса, этапы, техники

Еще одна программа, завершившаяся на минувшей неделе, — трехдневный модуль «Личностно-ориентированный уровень когнитивно-поведенческой психотерапии: теоретическое обоснование, особенности процесса, этапы, техники».

Слушатели познакомились с особенностями применения КПТ в работе с невротическими расстройствами и расстройствами адаптации. Программа цикла была насыщена наиболее актуальными и передовыми техниками для стабилизации эмоционального состояния, расслабления, коррекции поведения. Помимо богатого теоретического материала, Ирина Викторовна Бубнова продемонстрировала слушателям его использование на практике, после чего они смогли самостоятельно опробовать все техники в рамках практической работы в «учебном терапевтическом кабинете».

Особый отклик у участников цикла вызвали экспириенциальные техники и техники управления вниманием, а также закрытый мастер-класс, в рамках которого Ирина Викторовна наглядно показала, как быстро распознавать триггеры нежелательного поведения и трансформировать поведение в эффективное и полезное для пациента (о триггерах и работе с восприятием вы можете узнать подробнее ниже в разделе «Психотерапевтическая техника недели».

Данный цикл является частью шестиступенчатой подготовки по когнитивно-поведенческой психотерапии. Следующий поток программы стартует 5 августа 2021 г. Узнать о нем подробнее и подать заявку на участие можно на сайте: https://spb-ipmp.ru/kognitivno-povedencheskaya-psihoterapiya-pyat-stupenej

Лаборатория психотерапии пограничных состояний

Очередная сессия лаборатории психотерапии пограничных состояний была посвящена дискуссии о дифференциации циклоидной психопатии, биполярного аффективного расстройства и схожих состояний. В начале сессии Екатерина Николаевна Базарова, опытнейший врач-психотерапевт и модератор лаборатории, сделала акцент на том, что понятия «личностные расстройства» и «психопатии» не тождественны: «психопатия» не является устаревшим стигматизирующем термином, речь идет о принципиальных различиях между этими состояниями.

Первым докладчиком стала Диана Костылева, постоянная участница лаборатории. Она рассказывала о циклотимии, опираясь на труды Ганнушкина и Личко. Вслед за выступлением последовало обсуждение с выделением дифференциально-диагностических признаков циклотимии и маниакально-депрессивного психоза. Главное выделенное отличие психоза — потеря связи с реальностью с проявлением в восприятии, мышлении, состоянии сознания и воле. В этом аспекте фазы биполярного-аффективного расстройства проявляются на психотическом уровнем кататимным бредом, соответствующим аффективному состоянию.

Лаборанты выносили на обсуждение примеры из собственной клинической практики: Екатерина Зотова привела кейс молодой пациентки, предъявляющей жалобы на смену эмоциональных состояний, напоминающую чередование мании и депрессии. Лаборанты активно делились своими размышлениями. Были поставлены интересные вопросы, например, как различить пациента с биполярным аффективным расстройством в стадии интермиссии и пациента с циклоидным личностным расстройством в состоянии компенсации, как расценивать выраженные колебания настроения в течение суток, а главное, какова мера био-, психо- и социальных механизмов в развитии всех этих состояний, и как должна быть организована бригадная помочь таким пациентам.

Лаборатория клинической психотерапии

Очередная встреча участников данной лаборатории была посвящена ответам на поставленные лаборантами вопросы, чтобы сделать будущее руководство по клинической психотерапии понятным и прозрачным для всех читателей. Конечной же своей целью авторы руководства и лаборанты ставят увеличение числа грамотных, эффективных, профессиональных психотерапевтов и благо пациентов.

В начале встречи Равиль Каисович Назыров, ректор нашего Института, прошелся по существующим руководствам, претендующим на клиническую парадигму, рассказал новым участникам о медицинской модели психотерапии, ее научных основах и алгоритмах создания индивидуальных психотерапевтических программ.

Разбираемый вопрос касался мишеней психотерапии. Равиль Каисович ответил на него на примере депрессии, сопоставив возможную продолжительность, стоимость и эффективность при выборе в качестве мишеней симптомов или причин расстройства. Он предложил четыре модели: проблеморешающую, симптомоцентрированную, патогенетическую и направленную на личностный рост, гуманистически ориентированную. Были подняты темы уровня воздействия, ориентации на язык пациента в выборе психотерапевтического метода, применения алгоритма составления индивидуальной психотерапевтической программы к различным клиническим группам, поиска эквивалентов в терминологии различных психотерапевтических направлений и, конечно же, плюсов и минусов монометодических концепций в сравнении с клинически подходом.

Психотерапевтическая техника недели: работа с восприятием в когнитивно-поведенческой психотерапии

Восприятие — процесс приема и переработки информации с целью создания целостного образа объекта. Восприятие включает ощущения и их оСМЫСЛение, а значит, всегда связано с глубинными убеждениями. Процесс восприятия проходит очень быстро, со скоростью движения импульса по нервным волокнам. И задача терапевта здесь заключается в том, чтобы обучить клиента избегать машинальности и однозначности восприятия и помочь ему в формировании восприятия более осознанного и разнообразного.

Изменить восприятие усилием воли нельзя: оно меняется автоматически по мере накопления опыта и формирования новых убеждений, т.е. к изменению восприятия косвенно приводят когнитивные технологии. Основная же задача при работе с восприятием — научить пациента осмыслять стимул осознанно, как к что-то, обладающее не одним единственным смыслом, а всегда несколькими. Техника работы с восприятием также позволяет выявить фиксированные формы поведения, дисфункциональные установки и нереалистичные ожидания.

В фокус внимания пациента нужно ввести пусковой стимул — триггер.

Существует пять видов триггеров.

  • Визуальный стимул — что конкретно увидел.
  • Звуковой стимул — что конкретно услышал.
  • Воспоминание — что вспомнил (воспоминания основаны на ощущениях, но в фокус внимания лучше вводить именно воспоминания).
  • Ощущения в теле — что почувствовал.
  • Любая мысль — что подумал, запланировал (ожидание).

Чаще всего задействованы 2–3 триггера.

Именно умение определять триггер и понимать, как он был осмыслен, и называется осознанностью. Осознанность — это навык, который можно тренировать. Первичная задача терапевта — узнать, какой стимул и как человек привык воспринимать. После этого нужно задать клиенту несколько вопросов:

— почему именно этот смысл Вы используете (тут открываются установки, убеждения, представления о мире и т.д.)?

— какие другие оценки этого же стимула возможны? (Это очень важный терапевтический вопрос; другие оценки подбирают, опираясь на здравый смысл, внося таким образом в сознание пациента альтернативные смыслы.)

— что изменится, если Вы будете думать по-другому?

— почему Вы не пользуетесь другими вариантами?

— с каким восприятием легче жить?

Клиенту необходимо транслировать, что нужно учиться делать так (искать разные смыслы) ВСЕГДА и во всех ситуациях. Очень важно также информировать его о том, что ожидание мгновенного исчезновения негативных мыслей — ложное! Нейронные сети, обеспечивающие привычное восприятие, активировались тысячи раз, и чтобы заработали новые, нужно время. Первое восприятие люди не могут контролировать осознанно, но всегда способны контролировать второе, третье, четвертое и последующие, а значит, вполне могут научиться влиять на свое эмоциональное отношение.