Дорогие друзья! Рады вновь видеть вас на страницах нашего Еженедельника и спешим поделиться новостями! Сегодня в выпуске…

Сотрудничество в области образования: участие Института в открытии педагогической «Точки кипения»

Институт психотерапии в лицах: Дмитрий Александрович Норин — специалист технического отдела Института

Новости текущего цикла

Клиническая психотерапия. Клиническая психотерапия невротических расстройств

Современная семейная психотерапия

Лаборатория психотерапевтической лингвистики

Институтская кухня: подготовка к конференции «Клиническая психотерапия 2.0: концептуальные, методические и практические вопросы нового этапа развития»

 

 

Сотрудничество в области образования: участие Института в открытии педагогической «Точки кипения»

10–11 июня в Университете им. А.И. Герцена состоялось Открытие педагогической «Точки кипения». На данном мероприятии собрались руководители многих образовательных организаций Санкт-Петербурга, Москвы и других регионов страны. Среди почетных гостей программы Открытия были Равиль Назыров, ректор нашего Института, и Ирина Королева, первый проректор.

Представители нашего Института были персонально приглашены лидером педагогической «Точки кипения», советником ректората РГПУ им. А.И. Герцена Константином Зискиным, с которым наш Институт связывают долгие годы профессиональной дружбы (Константин Зискин в прошлом был ректором Московского института психоанализа). Наши коллеги приняли участие в ключевом мероприятии открытия — Стратегической сессии по проблемам развития современного образования.

«Точка кипения» — это комфортное пространство для коллективной работы, где любой желающий может бесплатно принимать участие в образовательных мероприятиях или организовывать собственные, учить и учиться в профессиональных сообществах, набирать команду для реализации проекта, находить экспертов или инвесторов по всей стране. Распространившаяся от Калининграда до Камчатки сеть «Точек кипения» создается в интересах технологического развития страны, поддержки образовательных учреждений, профильных сообществ, учащихся, студентов и профессионалов своего дела.

Открытие «Точки кипения» в Университете им. А.И. Герцена приурочено к 225-летию вуза. Данная площадка обеспечит доступность и возможность привлечения к обсуждению вопросов развития сферы образования не только профильных специалистов, но и всех жителей Санкт-Петербурга. В городе эта «Точка кипения» шестая, и каждая имеет собственную концепцию, «…но если кто-то хочет определять будущее России, — отмечает Сергей Богданов, ректор Университета, — то ему нужно приходить в нашу «Точку кипения».

Образовательная «Точка кипения», созданная на базе РГПУ им. А.И. Герцена — это пространство коллективной работы, свободного обмена мнениями и опытом, место зарождения проектов, площадка коммуникации для специалистов в области образования будущего в России и Петербурге.

Сам проект «Точка кипения» был создан в 2014 году Агентством стратегических инициатив (АСИ) для помощи в реализации перспективных идей. По замыслу организаторов, каждый человек имеющий идею, может предложить к реализации своей проект на одной из профильных «точек кипения», провести его экспертизу, собрать проектную команду, найти партнеров и инвесторов, а также справиться с существующими административными барьерами. Созданная в РГПУ им. А.И. Герцена образовательная «Точка кипения» является 115-й по счёту в стране и будет способствовать развитию современного образования в государственных и негосударственных образовательных учреждений.

Стратегическая сессия по проблемам современного образования, в которой приняли участие представители Института, была направлена на рефлексию ценностей образования будущего, развития образовательных технологий, а также инициации новых образовательных проектов.

На стратегической сессии представители нашего Института протестировали возможности реализации на площадке вновь созданной «Точки кипения» следующих проектов нашего Института.

  • «Андрогогика — теория и практика обучения взрослых». Эта тема заинтересовала других участников стратегической сессии, и в результате появилась перспектива создания профессионально клуба для развития компетентностных технологий обучения психотерапевтов и медицинских психологов. На роль координатора клуба была предложена кандидатура Ирины Королевой, первого проректора нашего Института.
  • «Детская клиническая психология». Участники стратегической сессии заинтересовались разработкой новой модели подготовки специалистов для работы с детьми и подростками.
  • «Телесно-ориентированная психотерапия» — перспективный проект, реализация которого позволит провести доказательные исследования в области телесно-ориентированной психотерапии.

Опыт профессиональной коммуникации в рамках открытия педагогической «Точки кипения», может быть полезен для развития проектов Института и создающейся Ассоциации развития клинической психотерапии.

 

Институт психотерапии в лицах: Дмитрий Александрович Норин — специалист технического отдела Института

Дорогие друзья, рады представить вам сегодняшнего гостя нашей рубрики! Знакомьтесь, Дмитрий Александрович Норин — специалист технического отдела Института психотерапии.

Дмитрий работает в нашем Институте уже год и в течение этого времени выполняет множество разных обязанностей. Он предоставляет слушателям доступ в личный кабинет, рассылая данные (логин и пароль) для входа, отвечает на их вопросы, помогая сориентироваться в работе, и решает все возникающие технические проблемы. Кроме того, Дмитрий заполняет личный кабинет образовательным контентом (расписание, тесты, раздаточные материалы и др.), а главное, видео- и аудиолекциями, записями вебинаров и конференций, которые не просто загружает, а монтирует, вырезая паузы и корректируя звук, для того чтобы обучающимся было максимально комфортно с ними работать.

Дмитрий участвует в организации образовательного процесса: он создает и сопровождает вебинары и ZOOM-конференции, проверяет и поддерживает связь с преподавателями. Также он помогает сотрудникам смежных отделов, например менеджерам по работе с клиентами, контролировать посещение слушателями личного кабинета и объем пройденного ими учебного материала.

Говоря о работе в Институте, наш гость отмечает, что здесь он получил возможность превратить любимое увлечение в источник заработка: «Институт дал мне возможность развиваться в моем хобби — монтаже и технической поддержке». Один из главных жизненных принципов нашего гостя — ответственность — и он в полной мере проявляет его на рабочем месте: «Мне хочется стать по-настоящему грамотным специалистом, профессионалом в своей области, и я стараюсь постоянно совершенствоваться в работе». Несмотря на приверженность своему делу, Дмитрий не проводит все время за любимым компьютером: он увлекается туризмом, походами и ценит активный отдых.

 

Новости текущего цикла

Клиническая психотерапия. Клиническая психотерапия невротических расстройств

На минувшей неделе цикл завершился двумя важными модулями. Первый из них был посвящен современной групповой психотерапии. После компетентностных упражнений Равиль Каисович Назыров сквозь призму клинического подхода погрузил слушателей в общие вопросы групповой психотерапии. Он помог понять, что настоящая психотерапевтическая группа — это не собрание нескольких людей, а модель личности пациента! Слушатели разобрались с дефинициями, классификацией, механизмами лечебного действия группы, целями и методикой проведения групповой терапии, а также ролью (позицией) группового психотерапевта. После общих вопросов участники цикла перешли к изучению различных типов психотерапевтических групп. Вместе с клиническим психологом Натальей Алексеевной Ряузовой они разобрали психообразовательную группу и группу преодоления анозогнозии.

Следующий день цикла был не менее насыщенным — слушатели познакомились с групповой психотерапией трех психотерапевтических направлений: вместе с Петром Васильевичем Москалевым — ее гуманистической ветвью, Наталья Алексеева Ряузовой и Денисом Владимировичем Ермаковым — с когнитивно-бихевиоральной, Екатериной Николаевной Базаровой — с психоаналитической. Последний день модуля был посвящен экзистенциальной групповой терапии и психотерапии в группе. Лекционная часть при этом традиционно чередовалась с возможностью закрепить материал на практике.

Если экзистенциальная группа, по словам Равиля Каисовича, является наиболее психологически сложной для ведущего, то динамическая — самой технологически и методически сложной для участников и обучающихся. Однако значение ее, особенно в лечении невротических расстройств, невозможно переоценить, поэтому уметь вести динамическую группу должен каждый настоящий специалист. Именно поэтому ярким и логичным завершением данного цикла стал методический тренинг в модели психодинамической группы.

Ведущие тренинга, клинический психолог Алина Равильевна Соболевская и врач-психотерапевт Владимир Викторович Брылев, познакомили слушателей с теорией групповой психотерапии, озвучили правила, которые необходимо соблюдать для участия в тренинге, и привели примеры упражнений и техник, используемых в групповой работе.

Поскольку формат тренинга позволяет как обучиться методу, так и решить некоторые собственные сложности в отношениях и жизни, каждый участник озвучил собственный запрос — чему хотелось бы научиться в процессе групповой работы и что проработать. Среди запросов были умение говорить «нет», сепарация в детско-родительских отношениях, свободное выражение чувств в коммуникации, общение с коллегами на равных. Если в формулировании запроса слушатели испытывали сложности, преподаватели обязательно приходили на помощь. Роль ведущих они поочередно передавали участникам, оставаясь в роли супервизоров и давая обратную связь по происходящему процессу. Помочь участникам включиться и ускорить групповую динамику были призваны упражнения психогимнастики.

К третьему дню модуля участники уже совершенно уверенно чувствовали себя в роли ведущих, лучше взаимодействовали, более открыто прорабатывали запросы, связанные с личными темами, делали выводы. Например, один из участников после упражнения, которое показало, что в жизни бывают ситуации, которые требуют внимания и серьезности, тогда как их часто переводят в шутку и не решают, вывел для себя следующий принцип: «Не надо засмеивать проблемы».

И если в начале тренинга у некоторых слушателей были сомнения, опасения по поводу собственного участия в группе, к концу все они развеялись. Участники единодушно признали пользу динамической психотерапии, преимущества группового формата и даже изъявили желание попасть на группу снова: одна из слушательниц во время обратной связи сравнила происходящий групповой процесс с вкусным капучино и сладким тортом

Следующий аналогичный цикл состоится в нашем Институте с 29 ноября по 11 декабря 2021. Узнать о нем подробнее и подать заявку на участие можно на нашем сайте: https://spb-ipmp.ru/klinicheskaya-psihoterapiya-klinicheskaya-psihoterapiya-nevroticheskih-rasstrojstv

Современная семейная психотерапия

На минувшей неделе в нашем Институте состоялся первый модуль новой и очень важной многоступенчатой программы «Современная семейная психотерапия». Цикл собрал разных специалистов (психологов, клинических психологов, врачей-психиатров и психотерапевтов) из разных городов России (Санкт-Петербурга, Москвы, Великого Новгорода, Кирова и др.), а также стран зарубежья — Турции и Объединенных Арабских Эмиратов! Модуль был призван позволить участникам взглянуть на семейную психотерапию с высоты птичьего полета, чтобы на следующих этапах программы внимательно проработать каждый аспект, «прочувствовать его на кончиках пальцев».

Были рассмотрены общие принципы семейной терапии, алгоритмы диагностики семейной системы и коммуникации с семьей, постановка семейного диагноза, специфика семейных функций и механизмов, невроз и зависимости у членов семьи. Слушатели познакомились с принципами формирования и взаимодействия пары семейных ко-терапевтов и проработали приемы в практических упражнениях.

Вместе с преподавателями цикла (Равилем Каисовичем Назыровым, Александром Александровичем Климовым, Алиной Равильевной Соболевской) слушатели коснулись вопросов, которые волнуют не только клиентов, но и самих специалистов: какая же она, современная семья, как изменился этот институт в последние годы и десятилетия, какие вызовы перед современной семьей ставит время, как сохранять семью в сложных ситуациях и стоит ли это делать. Слушатели поднимали вопросы этики при семейном консультировании и ответственности психотерапевта.

Завершился модуль клиническим анализом психотерапевтического случая: вместе с Александром Вадимовичем Никулиным и Равилем Каисовичем участники цикла смогли познакомиться и поработать с семьей с идентифицированным пациентам.

Следующий модуль данного цикла будет посвящен психологии семьи и представлению о семье в норме и патологии. В сможете узнать о социо-экономических, психологических и клинических особенностях современной семьи, подходах к ее изучению как объекта психотерапии, представлениях о гармоничной, полностью функционирующей семье и семье дисфункциональной, а также о влиянии дисфункциональной семьи на возникновение и развитие болезней и психических расстройств. Познакомиться с программой цикла и подать заявку на участие вы можете на нашем сайте: https://spb-ipmp.ru/sp

 

Лаборатория психотерапевтической лингвистики

На очередной сессии с собственным взглядом на объект и предмет психотерапевтической лингвистики выступила еще одна протагонистическая пара — Екатерина Михайлова и Галина Чегодаева. Они определили психотерапевтическую лингвистику как науку о языковых аспектах и возможностях психотерапии, выделив в качестве объекта механизмы языка, связывающие когнитивное, эмоциональное и физическое состояние человека, описывающие его, определяющие и меняющие, а в качестве предмета — все аспекты языка (письменная и устная речь, дневники, сказки, эссе, схемы), описывающие, определяющие и изменяющие когнитивное, эмоциональное и физическое состояние человека. Галина и Екатерина уточнили, что психотерапевтическая лингвистика изучает обе стороны коммуникации, т.е. речь как пациента, так и специалиста, со всеми ее составляющими.

В ходе обсуждения снова была поднята тема определения психотерапии и ее границ, без чего которого определение собственно психотерапевтической лингвистики затруднительно. Можно ли считать психотерапевтической ситуацию, когда в ходе рабочей сессии и активного обсуждения интересных, личностно важных вопросов с коллегами (в рамках нашей же лаборатории, например) одному из участников, который изначально болел и вследствие этого себя плохо чувствовал, стало намного лучше? Или ситуацию, когда врач иной (не психотерапевтической) специальности успокоил человека, дал надежду и тем самым повысил его ресурс к выздоровлению? И напротив, как толковать случаи, когда слова врача оказали травмирующее, ятрогенное действие, т.е. стали «антипсихотерапевтичными»?

В связи с этим одной из практических задач ближайшего времени для лаборантов стал сбор и анализ наиболее распространенных врачебных высказываний, способных вызвать ятрогенное нарушение. Приглашаем и вас, дорогие коллеги, поделиться своими наблюдениями и мыслями по этому поводу.

 

Институтская кухня: подготовка к конференции «Клиническая психотерапия 2.0: концептуальные, методические и практические вопросы нового этапа развития»

Дорогие коллеги! Клиническая психотерапия — один из трех китов, на которых стоит наш Институт. Мы искренне считаем, что при оказании психотерапевтической помощи необходимо ориентироваться не на методы, которыми владеет специалист, а на жалобы и симптомы пациента, его запрос и нозологическую природу страдания.

Психотерапия, как и все сферы науки и практики, не стоит на месте — она изменяется, развивается, пополняется новыми открытиями. Именно поэтому нам кажется, что концепция клинической психотерапии требует в настоящее время некоторого переосмысления, доработки, а также практического руководства для специалистов. Сбор материалов для написания такого руководства — главная цель лаборатории клинической психотерапии. Однако нам хочется сделать больше для продвижения психотерапевтической науки! И привлечь вас к участию в данном процессе!

С этой целью в первой половине июля мы проведем открытую конференцию «Клиническая психотерапия 2.0: концептуальные, методические и практические вопросы нового этапа развития», где у вас будет возможность услышать мнения экспертов, прежде всего ректора нашего Института, доктора медицинских наук Равиля Каисовича Назырова, мнение это обсудить, разобрать, может быть, даже опровергнуть, чтобы сделать представление о клинической психотерапии максимально научным, практичным и отвечающим актуальным тенденциям! Будем рады видеть вас, следите за нашими новостями!