Дорогие друзья! Приветствуем вас на виртуальных страницах нашего Еженедельника и спешим поделиться нашими новостями! Сегодня в выпуске…

Институт психотерапии в лицах: Александр Александрович Климов, директор Центра образования Института

Новости текущего цикла

Лаборатория пограничных состояний

Лаборатория методики и методологии обучения психотерапии «Кристалл»

Институтская кухня

Продленка

8-й ежеквартальный семинар лаборатории «Кристалл»

 

Институт психотерапии в лицах: Александр Александрович Климов, директор Центра образования Института

Сегодняшний гость рубрики — Александр Александрович Климов, директор центра образования и один из ведущих преподавателей нашего Института.

По образованию Александр Александрович — клинический психолог. Он имеет богатый опыт диагностической и лечебной работы как в государственных учреждениях (в том числе с такой тяжелой клинической категорией, как пациенты, перенесшие инсульт), так и в условиях частной психотерапевтической практики, которую он успешно создавал с нуля в трех городах — Иркутске, Тольятти и Санкт-Петербурге, где ведет психологический прием и в настоящее время.

В Институте психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского Александр Александрович работает более пяти лет. Он руководит центром образования, превращая образовательные идеи в конкретные учебные программы и оформляя их таким образом, чтобы они были понятны, интересны и полезны всем категориям наших слушателей. Кроме того, Александр Александрович активно преподает различные дисциплины на очных, дистанционных и выездных циклах, организует и участвует в содержательном наполнении проходящих в нашем Институте мероприятий— конференций, декадников и семинаров, в том числе такого важного ежегодного события, как Апрельский Санкт-Петербургский семинар по психотерапии практической психологии.

Новости текущего цикла

12 апреля в нашем Институте начался цикл «Методы современной психотерапии. Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия (по Б.Д. Карвасарскому, В.А. Ташлыкову, Г.Л. Исуриной)».

Первый модуль «Психотерапевтические методы: особенности выбора психотерапевтических методов и их применение в клинической практике» начался с традиционных компетентностных настроек на обучение. Вместе с компетентностным преподавателем Евгенией Рыбаковой и методистом ректората Ириной Дьячук слушатели погрузились в дидактическую среду нашего Института, поставили личностные цели на обучение и сформулировали вопросы для преподавателей. Сложности определения понятия «психотерапевтический метод», вопросы классификации психотерапевтических методов и критерии основных направлений психотерапии раскрыл в своей лекции Равиль Каисович Назыров, доктор медицинских наук и ректор нашего Института. Выбрать психотерапевтический метод, исходя из собственных личностно-психологических особенностей, слушателям помогла Ирина Дьячук: выполненные под ее руководством упражнения позволили им сопоставить метод с иерархией своих актуальных задач и составить проект-план профессионального развития на ближайший год. Во второй день модуля слушатели вместе с Равилем Каисовичем погрузились в изучение психотерапевтической лингвистики и разобрались в собственных лингвистических характеристиках. День продолжился клиническим анализом психотерапевтического случая. Практикующий психолог Мария Валерьевна Никулина представила слушателям своего пациента. После сбора анамнеза в профессиональных семьях слушатели обсудили психотерапевтическую гипотезу и сформулировали ответы на поставленные пациентом и психотерапевтом вопросы. Разбор кейса получился очень насыщенным и продуктивным.

Третий день модуля проходил в формате «семинар-тренинг». Практикующий психолог Наталья Владимировна Гликман рассказала об основных терапевтических направлениях, и каждый участник смог примерить на себя роль психотерапевта определенного направления, выбрать себе наиболее близкий подход, узнать основные принципы и техники направлений психотерапии, специфику работы в этих подходах, понимание нормы и патологии. Слушатели приобрели структурное системное понимание каждого из основных направлений психотерапии, ощущение уверенности в выбранных методах работы, знания о том, как и какие методы психотерапии применять в том или ином клиентском случае. Традиционно модуль завершился упражнениями по подведению итогов.

Второй модуль цикла был посвящен особенностям психотерапевтических методов основных направлений психотерапии. После упражнений по настройке на модуль Сергей Евгеньевич Соколов, кандидат психологических наук, психолог-психотерапевт психоаналитической ориентации, прочитал интереснейшую лекцию о мифах, сказках и ритуалах, имеющих огромное значение в нашей жизни. Слушатели смогли углубиться в историю развития культуры, понять процессы интериоризации, осознать влияние культуры на психологию. Затем Сергей Евгеньевич рассказал про психосексуальное развитие по Фрейду, очень подробно осветил вопрос Эдипова комплекса и его влияние на развитие психики. Между преподавателем и слушателями был живой диалог и ни один вопрос не остался без ответа.

Во второй день модуля состоялось знакомство слушателей с экзистенциально-гуманистическим направлением в психотерапии. Елена Владимировна Шляхетко, врач-психотерапевт, кандидат медицинский наук, рассказала про историю гештальт-терапии, контакт, этапы терапии, феноменологию, основные понятия данного направления. Работа в группах позволила всем участникам побывать в трех ролях — терапевта, пациента и наблюдателя. День продолжился разбором кейсов слушателей и модельной сессией, проведенной Еленой Владимировной и продемонстрировавшей особенности работы в гештальт-подходе.

В течение всего третьего дня модуля со слушателями были преподаватели, представляющие когнитивно-поведенческое направление психотерапии, — практикующие психологи Наталья Алексеева Ряузова и Денис Владимирович Ермаков. Лекция про основные понятия, норму и патологию в КПТ, три ее волны, этапы и принципы психотерапевтической работы продолжилась погружением в практическую часть. Слушатели изучили протокол СМЭР ("ситуация" — "мысли" — "эмоция" — "реакция") и отработали его в группах, а также рассмотрели такие технологии, как «падающая стрела» и «сократовский диалог». Преподаватели гармонично дополняли друг друга и отлично взаимодействовали с участниками учебной программы.

Следующий аналогичный цикл пройдет в нашем Институте 4–16 октября 2021. Узнать о нем подробнее можно на сайте: https://spb-ipmp.ru/mtp

Лаборатория пограничных состояний

Две очередные встречи лаборатории психотерапии пограничных состояний традиционно включали доклад о клинической группе и последующее обсуждение.

В настоящий момент лаборанты продолжают разбираться с психопатиями. Астеническую психопатию, или зависимое расстройство личности, отразила в своем докладе Наталья Белова. Она провела обзор представлений и описаний астенической психопатии в исторической перспективе — в трудах Шнайдера, Кана, Ганнушкина, а также в международных классификациях болезни 9 и 10-го пересмотра. Наталья описала клинические признаки астенической психопатии и привела в качестве наглядной иллюстрации примеры из классической русской литературы и собственной практики. За докладом последовали вопросы и обсуждение, особенно любопытно было обсуждение характерных для астеников псевдодоброты, псевдотеплоты и псевдоскромности. Интересным было замечание участницы лаборатории Дарьи Стрит о том, что для астенической психопатии характерна нарциссическая динамика, но без энергии, «нарцисс, у которого нет сил».

Шизоидная психопатия была представлена в докладе Натальи Выткаловой, постоянной участницы лаборатории и компетентностного преподавателя нашего Института. Наталья отметила такие интересные моменты, как внешний вид шизоидов, их мимика, моторика, почерк, особенности речи, характерные психологические защиты. Важным плюсом ее доклада стал акцент на дифференциальной диагностике шизоидной психопатии с шизофренией и другими нозологиями. Екатерина Николаевна Базарова, врач-психотерапевт и модератор лаборатории, отметила патоморфоз шизоидной психопатии на протяжении десятилетий и большие возможности для компенсации, предоставляемые современной действительностью в связи с развитием дистанционных цифровых технологий. Были рассмотрены варианты поведения шизоидов в состоянии компенсации и декомпенсации, сопровождаемые яркими клиническими примерами, а также психотерапевтические подходы в различных возрастных группах.

Лаборатория методики и методологии обучения психотерапии «Кристалл»

На текущей сессии лаборатории обсуждался целый ряд вопросов, касающихся нюансов компетентностного сопровождения. Участники говорили о значении первого часа в начале каждого модуля. В течение этого времени не рассматриваются содержательные аспекты цикла, но создается среда для того, чтобы обучение проходило с большим эффектом. В ходе этого часа люди могут описать себя в тексте, предъявить другим участникам свою личность и прикоснуться к их личностям. Компетентностный преподаватель, в свою очередь, заботится о получении информации о слушателях (кто где живет, кто кем и где работает), чтобы подкрепит получаемые слушателями в институте интенции и помочь слушателю внедрить их в свою практику с учетом территориального признака и поля профессиональной деятельности. Общение участников цикла в ходе первого часа позволяет сформировать сплоченные профессиональные семьи, а также использовать опыта одних участников для помощи другим коллегам через организацию наставничества.

Второй важный момент, затронутый на сессии лаборатории, рабочая программа как основной инструмент компетентностного сопровождения. Рабочая программа позволяет, как частички паззла, совместить компетентностную и содержательную части цикла, чтобы в соответствии с принципами обучения взрослых создать у слушателей личностную цель для усвоения получаемого материала.

Институтская кухня

Продленка

Дорогие коллеги, наш Институт стремится расширять возможности слушателей для обучения. Одно из нововведений, позволяющих погрузиться в изучаемую тему, отработать практические навыки и разъяснить все непонятные моменты, — «Продленка». Продленка проходит каждую среду с 17.00 до 18.00 в онлайн-формате на платформе Zoom, стоимость участия составляет 400 рублей. В ближайшую среду, 21.04.2021, у вас есть замечательная возможность исследовать собственную личность в упражнении «Социальный атом», чтобы в последующем успешно использовать его в практике со своими клиентами и пациентами, четче понимая иерархию и структуру их значимых отношений. Вы поймете сущность личности, которая на самом деле не находится в голове, а размещена в пространстве социального функционирования человека, проведете самодиагностику, улучшите самопонимание и научитесь использовать данную технику в своей работе для моментального описания личности пациента (подробнее о данном упражнении мы писали в нашем Еженедельнике №2/2021: https://vk.com/@institute_of_psychotherapy-ezhenedelnik-instituta-psihoterapii-i-medicinskoi-psihologii).

8-й ежеквартальный семинар лаборатории «Кристалл»

Еще одно мероприятие, о котором мы хотели бы сказать несколько слов сегодня, — очередная конференция лаборатории «Кристалл» по методике и методологии обучения психотерапии. Конференция будет посвящена развитию эмоционального и социального интеллекта как задаче обучения психотерапии в последипломном образовании. Ориентировочная дата проведения — 20 мая 2021 года. Тема эмоционального интеллекта сейчас очень актуальна и рассматривается в различных аспектах — в бизнесе, лидерстве, в человеческих отношениях — и конечно же важна для профессиональной успешности психотерапевта. Так что конференция обещает быть очень насыщенной и познавательной, и нам были бы очень интересны ваши мысли о ее теме и пожелания о содержании 

Также знакомиться с нашими публикациями вы можете в разделе «Статьи» в нашей группе «Вконтакте»: https://vk.com/@institute_of_psychotherapy