Дорогие друзья! Приветствуем вас на наших виртуальных страницах! Сегодня в выпуске…

Институт психотерапии в лицах: Анастасия Александровна Богомазова — сотрудник ректората Института психотерапии

Новости текущего цикла

Когнитивно-поведенческая групповая терапия: принципы, этапы, техники

Психотерапевтическая техника недели: работа с противоречиями в когнитивно-поведенческой психотерапии

Институтская кухня: «внеурочная» деятельность — поездка сотрудников Института в Царское село

 

 

Институт психотерапии в лицах: Анастасия Александровна Богомазова — сотрудник ректората Института психотерапии

Дорогие друзья, представляем вам Анастасию Александровну Богомазову, сотрудника ректората нашего Института. Специальность Анастасии — экономика и управление, она профессионал, прекрасно разбирающийся в функционировании организации как целостного организма, налаживании коммуникации (как внутренней — между сотрудниками и отделами, так и внешней — с другими организациями) и внедрении стандартов. Появление ее в нашем образовательном учреждении в некотором роде знаменует новый этап его развития — введение системного подхода и регулярного менеджмента. А если говорить простым языком, главная цель работы Анастасии — ввести в Институте четкое распределение обязанностей и ответственности, чтобы сделать его функционирование понятным и прозрачным как для сотрудников, так и для слушателей и гостей, а значит, сделать процесс их образования и любого другого взаимодействия с Институтом максимально комфортным!

Главные особенности нашего Института, с точки зрения Анастасии, — открытость и современность. «Взять, например, лаборатории, — рассказывает наша гостья. — Люди могут заходить в Институт не через циклы и вакансии, а через интересные проекты, прикоснуться к учебным программам, обсуждаемым вопросам и выбрать, что им близко и интересно. Во всем мире сейчас происходит переориентация на возможности и потенциал человека, его сильные стороны. И наш Институт, встречаясь с человеком, слушателем или потенциальным сотрудником, также делает все возможное, чтобы развить его талант и реализовать способности».

Новости текущего цикла

Когнитивно-поведенческая групповая терапия: принципы, этапы, техники

На минувшей неделе модулем, посвященным групповой форме КПТ, завершился еще один поток шестиступенчатой программы подготовки в данном современном психотерапевтическом направлении.

Вместе с Ириной Викторовной Бубновой, содержательным преподавателем цикла и руководителем отделения клинической психологии нашего Института, слушатели в течение трех дней программы узнали о групповой психотерапии в целом, ее целях и задачах в зависимости от вида группы и специфики работы, о факторах лечебного действия и фазах группового развития, отборе в когнитивно-поведенческую группу и техниках работы. Участники программы познакомились с диагностическими и терапевтическими техниками, подходящими для использования в группе, узнали о способах эмоциональной поддержки, использовании когнитивной реструктуризации и визуализации в группе. Теоретический материал перемежался интересными случаями из практики, кейсами участников, работой в сессионных залах и тренингом навыков.

Данный модуль будет повторен уже 21–23 октября 2021, узнать о нем подробнее и присоединиться к числу участников можно на сайте: https://spb-ipmp.ru/kognitivno-povedencheskaya-gruppovaya-terapiya-princzipy-etapy-tekhniki

Если же вы хотите начать изучение КПТ с самого начала и овладеть всеми тонкостями метода, приглашаем вас принять участие в полном курсе «Когнитивно-поведенческая психотерапия. Шесть ступеней»: https://spb-ipmp.ru/kognitivno-povedencheskaya-psihoterapiya-pyat-stupenej

Психотерапевтическая техника недели: работа с противоречиями в когнитивно-поведенческой психотерапии

По следам очередного модуля по КПТ предлагаем вам еще одну технику от Ирины Викторовны Бубновой, клинического психолога и блестящего когнитивно-поведенческого терапевта.

Противоречия — это разного рода несоответствия. При работе с противоречиями у многих психологов и психотерапевтов трудности возникают в первую очередь потому, что они считают их чем-то не нормальным, думают, что их быть не должно. На самом деле это не так! Наличие у человека противоречий — норма: наши поведение, реагирование, представления о мире и людях, себе и жизни начинены огромным количеством противоречий. Поэтому самое первое, что нужно сказать пациенту, что это нормально!

В практике когнитивно-поведенческого терапевта возможно несколько вариантов противоречий.

  • Противоречия в когнитивной сфере. Когда мы рассматриваем когнитивные схемы человека, часто можно увидеть такие сочетания: «мир ужасный и опасный, а я слабый». Противоречие здесь заключается в том, что в опасном мире люди бывают сильными, пребывают в тонусе. Бывают и обратные ситуации: клиент утверждает, что мир хороший, разнообразный (т.е. представление о мире более нейтральное), но себя при этом считает плохим. И еще один пример: клиент говорит, что люди могут быть свободными, но сам почему-то оказывается всем должен…
  • Противоречия между когнициями (убеждениями, представлениями) и переживаниями. Иногда пациенты так и говорят: «Головой я все понимаю, но внутри у меня переживания совсем другие».
  • Противоречия между когнициями (убеждениями, представлениями) и желаниями.
  • Противоречия между разными желаниями.

Если мы встречаемся с противоречиями на сессии, мы делаем их материалом для работы следующим образом.

  • Первое, что должен сделать психотерапевт — помочь пациенту сформулировать его противоречия или рассогласования, т.е. спросить его: «Как можно ваше противоречие озвучить?» Клиент должен сформулировать его максимально точно и лаконично. Чем конкретнее он сформулирует противоречие, тем легче будет с ним работать.
  • Далее терапевт проясняет, как противоречие проявляется в поведении клиента и влияет на его жизнь: «Как в вашем поведении/реагировании/действиях проявляется противоречие?»
  • После этого клиента обязательно информируют о природе противоречий и их функциях. Противоречия — это норма! Противоречия создают уникальность личности и помогают формировать разные способы реагирования. Человек научается в разных ситуациях и делает из них разные выводы. Задача психотерапевта — не убрать противоречие, а сформировать к нему отношение и пользоваться этим как инструментом (если бы можно было его убрать, пациент давно бы это сделал сам). Пациенты обычно не могут использовать противоречие самостоятельно, потому что у них нет к нему эмоционального отношения.
  • Помочь пациенту сформировать к собственному противоречию отношение можно следующими вопросами:

— как вы относитесь к одной стороне противоречия, объясните, почему именно так?

— как вы относитесь к другой стороне противоречия, объясните, почему именно так?

— как вы относитесь к тому, что у вас есть такое противоречия, объясните, почему именно так?

Эти вопросы могут быть сложны для клиентов, поэтому их просят говорить все, что приходит в голову — метафоры, образы, ассоциации. Все это служит материалом для рассмотрения.

  • Чтобы помочь пациенту сформировать оптимальное решение, терапевт спрашивает:

— каким образом вы можете пользоваться этим противоречием/использовать его как инструмент?

— где оно может быть полезно, в каких обстоятельствах?

Самое главное — помочь человеку отнестись к этому противоречию как к чему-то нормальному для данного этапа жизни. Клиент должен понять, что он может выбирать ту или иную сторону в зависимости от контекста ситуации.

Работу с противоречиями мы резюмируем, подводя итог и спрашивая клиента, что важного было в разговоре, что полезного, и как это может ему помочь.

 

Институтская кухня: «внеурочная» деятельность — поездка сотрудников Института в Царское село

Дорогие коллеги! Важными факторами профессионального успеха и повышения продуктивности мы считаем качество коммуникации между людьми, поддержание интереса и позитивного эмоционального заряда. Этот принцип мы в обязательном порядке используем в образовательном процессе: если вы были на наших циклах, то точно знаете, сколько внимания мы прикладываем к тому, чтобы познакомить, сблизить участников программ, зажечь и раздуть в них огонек интереса и обеспечить им положительный настрой; в доковидные времена в нашем Институте была традиция совместного культурного досуга — поход к памятнику Сергею Есенину с чтением стихов, — которую мы надеемся в скором времени возобновить! Однако не забываем мы об этом принципе и в рабочем процессе! Наш Институт — это не стены, это прежде всего сплоченный, слаженно работающий коллектив! А для поддержания сплоченности и слаженность работы нам кажется значимым не только совместный труд, но и совместный отдых и совместное культурно-эстетическое обогащение

Так, несколько недель назад для сотрудников и компетентностных преподавателей Институтом была организована поездка в государственный музей-заповедник «Царское село». Коллеги посетили Екатерининский дворец, где прошлись по царским покоям и бальным залам, восхитились красотой знаменитой янтарной комнаты, погуляли по Екатерининскому парку с его павильонами, мостами, фонтанами, памятниками и прекрасными уголками, обменялись впечатлениями, состояниями, профессиональными планами и идеями по развитию Института за кофе с пирожными… Однако в этом случае гораздо лучше не читать, а принимать участие! Так что приглашаем вас присоединиться к нашей команде, стать компетентностным преподавателем, а в дальнейшем, возможно, и штатным сотрудником!

Чтобы стать участником лаборатории «Кристалл» и компетентностным преподавателем нужно подать заявку в группу VK: https://vk.com/club187838510