Дорогие друзья! Рады вновь приветствовать вас на виртуальных страницах нашего Еженедельника! В минувший четверг в нашем Институте состоялось важное событие — 9-й семинар лаборатории «Кристалл» по методике и методологии обучения психотерапии «Практическая реализация принципов андрагогики в системе дополнительного профессионального образования врачей-психотерапевтов и медицинских психологов». И сегодняшний выпуск нашей электронной газеты мы решили полностью посвятить материалам этой интересной конференции!

Тема конференции была выбрана не случайно — наш Институт за годы работы накопил большой опыт в сфере обучении взрослых. Но, как сказал, открывая семинар, наш ректор, доктор медицинских наук Равиль Каисович Назыров, «каждый раз касаясь этой темы, мы понимаем, что неразрешенных вопросов еще очень много». Данной проблеме в Институте будет посвящен и отдельный образовательный цикл — «Обучение взрослых. Как обучать психологов и психотерапевтов?», который состоится с 21 по 23 октября (узнать о нем подробнее можно на нашем сайте: https://spb-ipmp.ru/ov). В преддверии этого цикла, а также еще одной анонсированной на конференции программы (о ней вы можете прочитать ниже в данной статье в выступлении Равиля Каисовича), мы и решили провести данный Семинар, чтобы обсудить с гостями и участниками некоторые значимые для нас вопросы и задачи.

Традиционная структура Семинара предполагала выступления спикеров, практическую работу в минигруппах, а также последующую свободную дискуссию.

Ведущими спикерами семинара были:

  • Михаил Владимирович Кларин, главный научный сотрудник Лаборатории дидактики и философии образования Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО;
  • Ирина Сергеевна Королева, клинический психолог, первый проректор ИПМП им. Б.Д. Карвасарского;
  • Равиль Каисович Назыров, врач-психотерапевт, ректор ИПМП им. Б.Д. Карвасарского, доктор медицинских наук.

В Семинаре также приняли участие опытные психотерапевты, ученые и практики, преподаватели психотерапии, врачи и психологи, применяющие психотерапию в своей профессиональной деятельности, и неслучайные гости Института психотерапии. Важными гостями конференции были Екатерина Николаевна Базарова (психиатр, психотерапевт, психоаналитик, Заслуженный врач Республики Карелия, старший преподаватель Медицинского Института Петрозаводского государственного университета) и Нина Михайловна Турченко (кандидат медицинских наук, психиатр, психотерапевт, врач высшей квалификационной категории, преподаватель факультета постдипломного образования Ростовского государственного медицинского университета).

Начался семинар с выступления Михаила Владимировича Кларина, доктора педагогических наук, известного ученого, работы которого многократно цитировались в ведущих изданиях, автора монографии «Инновационные модели обучения» (2016), вслед за которым свое слово сказали Ирина Сергеевна Королева и Равиль Каисович Назыров. Остановиться на этих выступлениях хотелось бы подробнее.

 

Михаил Владимирович Кларин. Андрагогика — другое обучение

Зачастую преподаватели воспроизводят паттерны, которые усвоили еще в начальной школе. Усвоенный культурный шаблон транслируется дальше, хотя сейчас накоплено достаточно оснований, чтобы его изменить. Даже если мы, люди, занятые в образовании, не думаем о дидактике целенаправленно, то все равно ей беспрерывно занимаемся, принимая решения о построении обучения, отбирая содержание, выбирая способы обучения и контроля. Обучение на современном этапе значительно изменяется: изменяются фигуры учащегося и педагога, появляются новые форматы образования, в образование проникают идеи из других сфер социальной практики, особенно из бизнеса.

Особенности взрослых учащихся известны уже более 40 лет. Взрослые учащиеся имеют значимый жизненный и профессиональный опыт, а значит, жизненные и профессиональные обязательства и «нешкольное» отношение к преподавателю (отношение «на равных»). Их опыт нельзя игнорировать, на него надо опираться. Кроме того, взрослые учащиеся занимают субъектную позицию: они нуждаются в смысле и имеют потребность в авторстве собственной жизни. Обучение для них связано с назревшей необходимостью — ситуациями жизненных и профессиональных переходов, практической направленностью и связью с опытом.

Появляется понятие «коллективный субъект», куда входят рабочие/проектные команды, управленческие команды, коллектив в процессе организационных изменений, а также обучающиеся сообщества, сообщества практики. Педагог при обучении взрослых перестает быть экспертом, а опыт не транслируется, а выращивается.

Возникают новые схемы и модели обучения.

Так на модели источников развивающего опыта пирамида слева демонстрирует, как традиционно было устроено обучение в ведущих компаниях до 1990-х годов, а справа — как оно должно быть устроено. В реальной практике опыт осваивается не по школьно-вузовским шаблонам, а как в пирамиде справа.

Модель интерактивного опыта отражена в цикле Колба, включающем 4 этапа.

1) Непосредственный, конкретный опыт (concrete experience) — любой человек должен уже иметь некоторый опыт в той области или сфере, которой хочет обучиться.

2) Наблюдение и рефлексия или мыслительные наблюдения (observation and reflection) —обдумывание и анализирование человеком имеющегося у него опыта, знаний.

3) Формирование абстрактных концепций и моделей или абстрактная концептуализация (forming abstract concepts) — выстраивание некой модели, описывающей полученную информацию, опыт. Генерируются идеи, выстраиваются взаимосвязи, добавляется новая информация относительного того, как все работает, устроено.

4) Активное экспериментирование (testing in new situations) — экспериментирование и проверка на применимость созданной модели, концепции.

Результатом последнего этапа является непосредственный новый опыт. Далее круг замыкается.

Для достижения успеха нужно следовать фазам естественного обучения.

Таким образом, наши представления об обучении меняются: в то время как школьно-вузовское обучение центрировано на знаниях, обучение новое — на имплицитном знании, т.е. знании внутреннем, зашитом, знании на кончиках пальцев. Понимание и использование этого — главное достижение андрагогики.

 

Ирина Сергеевна Королева. Андрагогический феномен образования и подготовки в области охраны психического здоровья и психотерапии в первую очередь. Дидактическая концепция Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского

В Институте психотерапии мы имеем дело со взрослыми людьми, ориентированными на свою практику и мыслящими критически. Если говорить об особенностях профессиональной подготовки по психотерапии, лечебное воздействие происходит в процессе личностного взаимодействие, поэтому невозможно убрать личность терапевта, а значит необходимо включение в учебные программы большого количества личностно-ориентированных тренингов, а также личная терапия.

Психотерапия не имеет собственного профессионального стандарта, не имеет ВАКовской специальности, да и своего понятийного аппарата. В разделе, посвященном частной психотерапии, описаны различные методы, однако для общей и клинической психотерапии база не сформирована, и это накладывает отпечаток. В ткань учебного процесса постоянно должна быть включена научная среда.

С момента зарождения психотерапии психотерапевтов сначала лечили и только потом обучали специальности. Требование личной терапии сохраняется и сейчас. И даже несмотря на то, что, к примеру, когнитивно-поведенческое направление ставит более низкую планку по количеству часов, даже там личная терапия терапевта остается не менее актуальной.

Если посмотреть на модели компетенций невролога, психиатра и психотерапевта, то можно заметить, что в профстандарте невролога среди прочего указано «назначение лечения», для психиатра — проведение клинического обследования, а для психотерапевта — психотерапевтическая интервенция…

Было проведено исследование, демонстрирующее инструментализацию работы невролога, психиатра и психотерапевта (модели компетенций), показывающее низкую инструментализацию психотерапевта в биологической и психической сферах.

Обучение специальности при существующем уровне научной обоснованности психотерапии продуктивнее происходит в СРЕДЕ, где есть Учитель и своя методическая Школа.

Феномен ученичества претерпевает серьезную трансформацию со следующими тенденциями:

— отрицание авторитетов;

— смелое продвижение авторской концепции, часто слабо обоснованной;

— причисление себя к числу учеников известных деятелей науки и практики по факту личного знакомства с ними.

Особенности имеют предмет образования и образовательный объект в психотерапии.

Предметом являются знания, умения и навыки («ЗУНы» — частная, общая и клиническая психотерапия). Объектом — ЛИЧНОСТНЫЕ (эмпатия, коммуникативность и др.) и ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ (воспроизводимость профессионального приема, осуществляемая применением компетентностных упражнений и погружением в условия реальной клинической практики) КОМПЕТЕНЦИИ. При этом личностные компетенции в психотерапии имеют значение большее, чем в любой другой специальности

 

Дидактическая концепция Института Карвасарского имеет 7 принципов

  1. Актуализация внутренней картины профессионального успеха. Профессиональная рефлексия и самоидентификация.
  2. Формирование личностной цели обучения. От профессионального маршрута до компетентностной сдвижки в трехдневном модуле.
  3. Ориентация обучения на достижения клинического результата с конкретным пациентом.
  4. Смещение конечной цели дополнительного профессионального образования с ЗУНов на воспроизводимость профессионального приема.
  5. Погружение в дидактическую среду.
  6. Создание партнерских отношений со слушателями.
  7. Персонализация обучения: рабочая тетрадь слушателя становится персонализированным учебником.

Когда слушатели приходят на обучение мы сталкиваемся с трудностями: «нарциссическая» терапия может быть сфокусирована на чем угодно (методе, самом специалисте), только не на пациенте. В клинической психотерапии фокус всегда на пациенте.

Равиль Каисович Назыров. Вопросы и задачи обучения психотерапевтов экспертного уровня

Отвечая на вопрос, зачем нужен андрагогический подход, мы должны попытаться справиться со следующими противоречиями, дилеммами.

  • «Эффективный слушатель»: между программными требованиями обучения и личными целями специалиста.
  • «Эффективный практикант»: между методом обучения и опытом терапевта.
  • «Эффективный инструмент психотерапевтического воздействия»: между необходимость личностной трансформации и обеспечением целостности личностной структуры.
  • «Эффективный адепт»: между стремлением к авторству и принадлежностью к школе.
  • «Эффективный специалист»: между психотерапевтическим методом и объектом интервенции.
  • «Эффективный психотерапевт»: между достижениями психотерапевтической науки и вопросами пациента.

Для решения этих дилемм необходима программа нового типа — программа подготовки психотерапевтов-экспертов, базирующаяся на «перевернутой» пирамиде образования, получении имплицитного личностного знания («умного опыта»).

Такой программой станет психотерапевтическая резидентура, которая предположительно стартует в сентябре 2021 года (зайти в нее можно будет дважды в год — в сентябре и в феврале), будет иметь продолжительность 2 года, объем 1920 ак.ч. Включиться в программу смогут специалисты завершившие или завершающие подготовку по специальностям «Психотерапия» для врачей и «Клиническая психология» для психологов. Программа будет предполагать полное погружение (не менее 6 часов в день) и домашние задания. 10 месяцев ежегодно будут посвящены обучению, а 2 месяца будут зачетными.

Главным в содержании программы будет:

  • клиническая психотерапия (развитие Петербургской психотерапевтической школы);
  • доказанные клинические явления;
  • наблюдаемые в жизни явления;
  • импульс назначения;
  • профессиональный маршрут с длиной шага в 10-15 лет.

 

Основные плоскости обучения

  • Практика: психотерапевтическая практика.
  • Миссия: психотерапия в демонстрационном режиме.
  • Наука: научная тема по избранному направлению и участие в подготовке одного из руководств Института.
  • Преподавание: практика преподавания психотерапии.
  • Влияние: внедрение клинической психотерапии по одному из направлений медицины.
  • Общество: научно-организационные вопросы психотерапии (работа с нормативными документами и влияние на процессы через Ассоциацию развития клинической психотерапии).

Группа резидентов:

— приобщится к ШКОЛЕ клинической психотерапии,

— войдет в профессиональное сообщество,

— погрузится в пять типов сред: образовательную, лечебную, психотерапевтическую, научную и среду профессионального сообщества.

Программа предполагает еженедельные занятия с ректором Института Равилем Каисовичем Назыровым продолжительностью 4 часа (16 часов в месяц).

Фактически резидентура станет платформой для подготовки сотрудников Института «на уровень выше» программ профессиональной переподготовки. Она будет предусматривать специальные места и общие места и предназначена для специалистов, способных устойчиво развивать психотерапевтическую специальность в медицине и совершенствовать клиническую составляющую Петербургской (Ленинградской) психотерапевтической школы.

После выступления ведущих спикеров конференции перед гостями и участниками Семинара были поставлены следующие вопросы для работы в группах.

1. Какова доля упражнений, формирующих компетенции, по отношению к новой информации?

2. В чем основное условие формирования клинического мышления психотерапевта?

3. Как создать в Институте обучающееся сообщество?

После продуктивной работы представители каждой группы представили ее итоги.

От группы №1 выступил компетентностный преподаватель Института Дмитрий Трофимов. Мнения в данной группе разделились — были как участники, высказавшиеся за необходимость ориентироваться на пирамиду справа, так и те, кто посчитал, что про пирамиду слева тоже не стоит забывать, так как все зависит от группы: опытным нужно больше компетентностных упражнений на личный смысл, в то время как менее опытным — больше теории. Все слушатели сошлись в том, что должна быть «сцепка» между теорией и практикой, т.е. тем как на практике эту теорию применять, а также в том, что группы обучающихся должны быть разнообразными по опыту, подходами, методам и специальностям. Что касается формирования сообщества, то Дмитрий Трофимов привел замечательный пример слушательницы, которая в начале курса предложила всем участникам программы вместе посмотреть фильм. После просмотра участники отозвались, обменялись эмоциями, и общение пошло так активно и тесно, что эта группа живет и взаимодействует уже несколько лет. Этот пример можно использовать: создавать на образовательных циклах совместную эмоционально заряженную деятельность, чтобы группа состоялась и сплотилась.

От второй группы выступила участница лаборатории «Кристалл» Мария Лейт. В этой группе мнения также разделились: были высказаны разные варианты соотношения содержательных и компетентностных упражнений — и 80 на 20, и 50 на 50, и «нужно решать индивидуально по ситуации». И все-таки формированию клинического мышления, по мнению группы, способствуют практические шаги, когда специалистов ведет их профессиональная интуиция, и погружение в профессиональную среду (в том числе через интервизии — получение клинического взгляда от людей, у которых он уже сформирован). Формированию сообщества же способствуют в том числе мероприятия, подобные данному Семинару, где все участники имеют возможность высказать свое мнение.

От третьей группы выступила Нина Михайловна Турченко, кандидат медицинских наук и преподаватель психотерапии из г. Ростова-на-Дону. Группа отметила, что нужно исходить из целесообразности: когда мы даем информацию, то делаем это в общей форме, кратко, как код, для постижения которого и необходим практический опыт, поэтому 70% и более времени должно быть посвящено экстракции представлений из теории. При этом необходимо уделить внимание формам упражнений (контакт с пациентом, работа в тренинговых группах). Клиническое мышление, т.е. процесс, который осуществляется с использованием инструментов и ресурсов (практических навыков и теоретических знаний) и их наработкой, в качестве продукта должно иметь четкое целостное и дифференцированное видение человека и его ситуации. Любые партнерские отношения, а значит, и образование обучающегося сообщества, важно выстраивать на уважительном отношении к запросу и индивидуальному взгляду. К концу обучения у группы часто возникает запрос на углубление темы.

Четвертой группой была группа спикеров Семинара («супергруппа»). Результат ее работы озвучил Михаил Владимирович Кларин. По мнению группы, отличие компетенций от ЗУНов в том, что компетенции контекстно привязаны. Можно взять метафору разницы между стрельбой в тире и уличным боем. Контекст при этом каждый раз разный, т.е. обобщенного образования быть не может. В промежутке между широкой рамкой и узкой заточенностью компетенции важны, это два взаимодополняющих языка описания. Наше дело не только описать, но и сформировать компетенции, поэтому нужно подбирать соотношение. Опытный врач, проходя мимо пяти пациентов, может задержаться около одного из них, потому что что-то почувствовал. И тогда профессионализм — это способность объяснить, почему, а также знать, где граница твоих возможностей, и когда пациента нужно передать другому специалсту. Но есть еще мастерство, и его описать невозможно. Придется заимствовать опыт из творческих процессов со штучно-личностным взаимодействием с мастером. Обучающееся сообщество должно давать возможность опыта проживания живого контакта с профессионалом.

После докладов представителей групп со своим словом выступили сотрудники Института и гости конференции. Ирина Валерьевна Дьячук, методист ректората, отметила, что она изнутри видит процесс, когда состоявшиеся специалисты выстраивают свое движение. Вопросы «для чего я это делаю» и «чему мне нужно научиться» важны и сложны, но они проясняют смыслы и мотивы, чтобы избежать ситуации, когда человек на обучении формирует не те компетенции, которые реально нужны в его практики. И помочь изменить мышление, достичь осознанного формирования компетенций может специалист, простраивающий вместе со слушателем профессиональный маршрут. Екатерина Николаевна Базарова, врач-психотерапевт, психоаналитик, определила клиническое мышление как целостный процесс, который состоит одновременно из формализованных знаний и плохо поддающихся формализации интуитивных процессов подобно тому, как фотон является одновременно частицей и волной. И если взять чистый алгоритм, остается только корпускула, одну интуицию — эзотерика. Для обучения специалисту необходимо погружение в среду, важность среды легко проиллюстрировать тем, с каким трудом мы осваиваем иностранный язык в школе, и как легко ему обучается младенец-носитель. Нина Михайловна Турченко отметила, что интуиция возникает на границе контакта. Поэтому важны его качество, частота, способ обработки информации. Формировать интуицию необходимо, поэтому важна коммуникативная составляющая. Екатерина Сергеевна Зотова, клинический психолог и участница лаборатории психотерапии пограничных состояний Института, обратила внимание на то, что внутри каждого метода определены границы его применения, которые сразу отсекают большое количество людей, кому этот метод не подходит и кто в итоге остается без помощи. Поэтому так важны опыт, личность, включая интуицию, целостное представление о клинической психотерапии, которое позволит брать самое ценное из любого опыта.

В заключение Семинара Ирина Сергеевна Королева, первый проректор, и Равиль Каисович Назыров, ректор Института психотерапии, подвели некоторые итоги.

  • Главное — формирование мотива на активное экспериментирование. В последипломном образовании люди хотят улучшить свою практику, они внимательно выбирают провайдера, хотят повысить свою компетенцию.
  • Обязательно должно быть защищенное время, созданы условия, специальная среда. Время для упражнений должно быть фиксировано, а вот их содержание может быть обусловлено темой, составом слушателей и пр.
  • Непременно нужна работа с реальными пациентами, потому что когда слушатели тренируются друг на друге, они не могут распознать болезнь, патологическое страдание.
  • Действительно важно для формирования образовательной среды, отношений эмоционально делать что-то вместе, вместе прикасаться к прекрасному, повышать уровень культуры. Для этого в Институте мы тоже предусматриваем особые мероприятия — межцикловые встречи, «вечеринки» с интересными темами и пр.
  • Среда и качество обучения чрезвычайно важны везде, не только для психотерапевтов: так среди людей с биологически обусловленным одинаково низким интеллектом есть те, кто сами себя обеспечивают, все умеют и имеют полноценную насыщенную жизнь, и те, кто лечится в специальных учреждениях. И важно выяснить, от каких именно факторов это зависит.
  • Метафору стрельбы в тире и боевого столкновения можно продолжить: мы обучаем в тире, а боевые действия — это то, до чего мы не добираемся. Над этим надо работать, ведь многие люди все еще не выживают в профессии и уходят в другие сферы.
  • Нужно учитывать, что порой на обучение приходят люди, которые действительно не знают многих важных вещей. И в этом случае им следует организовывать пространство, как в начальной школе.

Вот таким получился 9-й Семинар лаборатории «Кристалл» — ценным и эмоционально насыщенным. Уже 7 октября в нашем Институте состоится конференция лаборатории психотерапевтической лингвистики «Язык в психотерапии: лечебная субстанция или способ ее доставки к страдающей личности», так что впереди еще много интересного! Спасибо, что вы остаетесь с нами!