Дорогие друзья! Рады новой встрече с вами на страницах нашего Еженедельника! В сегодняшнем выпуске …

Институт психотерапии в лицах: Елена Григорьевна Суслова, постоянная участница лаборатории психотерапии пограничных состояний

Новости текущего цикла

Шестой шаг программы профессиональной переподготовки «60 шагов в психотерапию» — «Психотерапевтическая лингвистика»

Современная психотерапия: избранные технологии психотерапевтического воздействия

Психотерапевтическая техника недели: «пустой стул» в гештальт-терапии

Технологии компетентностного обучения: упражнение «Точки А и Б»

 

 

Институт психотерапии в лицах: Елена Григорьевна Суслова, постоянная участница лаборатории психотерапии пограничных состояний

Дорогие друзья, гостья сегодняшнего выпуска нашего Еженедельника — Елена Григорьевна Суслова, постоянная участница лаборатории психотерапии пограничных состояний.

По образованию Елена — клинический психолог, преподаватель психологии. Она живет и работает в Санкт-Петербурге, занимается частной психотерапевтической практикой и имеет солидный опыт профессиональной деятельности — 14 лет!

В своей работе наша гостья использует широкий спектр методов и подходов — техники когнитивно-поведенческой и личностно-ориентированной реконструктивной психотерапии, нейролингвистическое программирование, гипнотерапию, системную семейную психотерапию, в том числе метод системных расстановок. Кроме того, Елена является супервизором группового и индивидуального форматов.

«Практическая деятельность сталкивала меня с разнообразными случаями моих клиентов, — рассказывает наша гостья. — И бывало так, что вдруг в процессе работы открывался неизвестный мне феномен, выходящий за рамки моего опыта. Или передо мной представал клиент, характер которого выбивал меня из уверенного состояния, и казалось, что я не в силах найти к нему подход. Это побуждало меня к исследованию, поиску ответов и освоению новых знаний и методов психотерапии».

Так, профессиональная дорожка и пытливый ум Елены привели ее в Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского: «Я готова была снова на некоторое время стать студенткой, а оказалось, что я задержалась здесь надолго. Институт стал для меня пространством единомышленников, некой полипрофессиональной бригадой, а также площадкой для совместного исследования тонких граней пограничных расстройств. И это прекрасная возможность — вместе с Институтом и коллегами нести миссию профессионального объединения медицинских психиатрических концепций и психологии личности - в единый помогающий инструмент!»

Новости текущего цикла

Шестой шаг программы профессиональной переподготовки «60 шагов в психотерапию» — «Психотерапевтическая лингвистика»

В субботу 28 сентября завершился шестой шаг программы «60 шагов в психотерапию», посвященный лингвистическим аспектам психотерапии.

В ходе этой образовательной недели слушатели познакомились с языком и речью в психотерапии, лингвистическим подходом, нарративной и лингвистической психотерапией и лингвистической подготовкой современного психотерапевта. Согласно тщательно выверенной и эффективной организационно-методической структуре программы, в понедельник слушатели самостоятельно изучали основные и вспомогательные учебные материалы, после чего прошли небольшой тестовый контроль и во вторник были допущены к очным занятиям. Вместе с Александром Александровичем Климовым участники программы побеседовали о кризисе психотерапии и в целом наук о психическом, разобрались с определением психотерапевтической лингвистики и выяснили 10 причин для ее изучения, поговорили о структуре лингвистической патологии пациентов, нарушениях на уровне языковой личности, нарушениях в описании и инструментализации сознания, структуре лингвистической компетенции психотерапевта. Попрактиковаться в понимании особенностей пациента с позиции психотерапевтической лингвистики слушатели смогли в ходе модельного взаимодействия друг с другом и разбора представленных кейсов, а закрепить понимание — в работе с реальным пациентом в четверг. В ходе самостоятельной домашней работы слушатели продолжили размышление над значением языка в психотерапии и ее языковыми закономерностями. В субботу же они смогли обсудить и концептуализировать случай друг с другом и преподавателями. Проделанная в течение недели работа помогла участникам получить необходимый объем теоретических знаний о механизмах, строении и организации речи, овладеть на практике процессами моделирования языковой реальности в психике человека, а также сформировать компетенцию лингвистической оценки актуального состояния личности пациента.

Дорогие коллеги, уже сегодня, 6 сентября, образовательной неделей «Психотерапевтический процесс и его организация в клинической и неклинической психотерапии» стартует третий модуль программы «60 шагов в психотерапию». Напоминаем, что возможно участие как в программе «60 шагов в психотерапию» целиком, так и в любом ее отдельном мероприятии! Присоединиться к слушателям Вечернего Института вы можете по ссылке: https://vip.spb-ipmp.ru/

Современная психотерапия: избранные технологии психотерапевтического воздействия

Еще один цикл, завершившийся совсем недавно, — «Современная психотерапия: избранные технологии психотерапевтического воздействия».

Третьим модулем цикла был тренинг профессиональной идентичности. Этот тренинг был призван помочь слушателям в определении своего профессионального пути и самоопределении в профессии. Тренинг проводили Ирина Дьячук, методист ректората, Ольга Фартушная, сотрудник Центра образования Института, Александр Александрович Климов, директор центра образования, практикующий психолог Александр Вадимович Никулин и компетентностный преподаватель Ирина Миронова. Целью данного модуля было помочь слушателям понять, кто они, куда двигаются в профессии, каковы их истинные интересы, задачи, цели и представление о себе в этом профессиональном мире.

Группа профессиональной идентичности — это проблемно-ориентированная сфокусированная экзистенциальная группа, направленная на достижение личной идентичности посредством актуализации (и согласования) личностных профессиональных целей, ценностей и убеждений.

На время модуля группа превратилась в лабораторию, в которой происходило моделирование социального контекста профессиональной деятельности, были созданы условия для предъявления участниками затруднений и формулирования кейсов. В ходе тренинга были использованы такие методы и упражнения, как прояснение текстов и метафор о себе, взаимодействие в модельной диаде «терапевт–клиент», а также в триаде «терапевт–клиент–супервизор». Из результатов обучения слушатели отметили разрешение себе оказывать поддержку клиенту, повышение самооценки после упражнения, повышение доверия к себе и понимание направления дальнейшего движения.

Данный модуль был не лекционным, здесь было много самостоятельной работы слушателей и их совместной работы друг с другом, при этом успех обучения на модуле сильно зависел от вовлеченности. Здесь невозможно просто отсидеться и прослушать, надо действительно работать.

Четвертым модулем цикла традиционно был личностно-ориентированный тренинг в модели динамической психотерапевтической группы. Проводили тренинг Алина Равильевна Соболевская, клинический психолог, директор Центра психотерапии на Басковом 34, и Владимир Викторович Брылев, врач-психиатр, психотерапевт. Данный модуль чрезвычайно важен в подготовке психотерапевта, так как участие в динамической группе помогает специалисту выявить и преодолеть собственные личностные затруднения, обнаружить «слепые пятна», т.е. ранее неосознаваемые личностные особенности, совладать со сложностями в выражении эмоций, подготовить свою личность к психотерапевтической деятельности. А поскольку эта динамическая группа проходила в рамках образовательного цикла, еще одной задачей было научить слушателей проводить групповую работу в таком формате самостоятельно. На вводной лекции преподаватели очень подробно рассказали про технологию ведения динамической группы. После теоретической части слушатели перешли к практике. Началу практической работы, как и в случае лечебной динамической группы, предшествовал отбор участников путем собеседования и предъявления запроса. Слушатели, которые не прошли отбор, либо не захотели участвовать, остались за кругом в роли супервизоров и фиксировали свои наблюдения и комментарии в конце каждого из трех дней тренинга. После того, как группа была сформирована, началась фактическая групповая работа. Крайне важно, что в ходе тренинга у каждого участника была возможность побыть ведущим и получить обратную связь от преподавателей в конце сессии. Тренинг получился очень интересным, участники не только смогли отработать свои запросы, но и практически научиться ведению группы.

Узнать подробнее об этом важном цикле и подать заявку на участие в следующем потоке вы можете на сайте Института: https://ipmp-spb.ru/sovremennaya-psihoterapiya-izbrannye-tehnologii-psihoterapevticheskogo-vozdejstviya. Будем рады видеть вас!

Психотерапевтическая техника недели: «пустой стул» в гештальт-терапии

Один из модулей цикла «Современная психотерапия: избранные технологии психотерапевтического воздействия» был посвящен различным направлениям психотерапии. Елена Владимировна Шляхетко, кандидат медицинских наук и врач психотерапевт, погрузила слушателей в основы гештальт-терапии, поэтому сегодня нам бы хотелось напомнить вам о таком упражнении, как «пустой» (или «горячий») стул.

«Пустой стул» — одна из самых известных психотерапевтических техник, применяемая терапевтами различных направлений, происходящая из психодрамы и особенно любимая гештальт-терапевтами. Суть техники — обращение к воображаемой фигуре. По факту это не всегда разговор именно с пустым стулом, иногда, воображая какого-то другого человека, пациент может обращаться к терапевту: с одной стороны, обращение к живому человеку может быть проще, чем обращение к пустому пространству, а с другой, терапевт, принимающий на себя монолог пациента, может получить больше информации и лучше наблюдать пациента (а следовательно, и возвращать ему больше наблюдений).

Пациент адресно и с выражением произносит монолог.

Техника используется:

• в моменты, когда необходимо прояснение отношений с конкретными людьми, с ушедшим или с умершим человеком (тут достигается прежде всего катарсический эффект);

• когда человек переживает сложный конгломерат чувств, которые ему трудно дифференцировать — эффект разговора с пустым стулом делает переживание более стройным, ясным для клиента;

• через пустой стул возможны диалог и примирение противоречий, полярностей, терзающих человека сомнений (да-да, иногда лицом на пустом стуле может быть не только человек, но и какое-то собственное чувство или качество, с которым тоже можно побеседовать).

Важно, что в гештальте функция «репетиции» желаемого поведения не является главной. «Пустой стул» — это эксперимент, один из способов для человека преодолеть тупик и получить новый опыт ощущения себя. Преподаватель нашего Института, гештальт-терапевт Елена Владимировна Шляхетко, иллюстрирует это таким примером. В какой-то момент в ходе диалога пациент и терапевт подходят к тупику: например, пациентка хочет выразить злость по отношению к мужу, но останавливает себя, ведь «хорошие девочки злость не выражают». Тупик — это интроект, который ее останавливает. В качественной психотерапии мало только осознать наличие этого останавливающего интроекта и «побыть с этим», важно перешагнуть через него! И в этот момент разговор с мужем на пустом стуле будет именно тем необходимым экспериментом, где человек получит новый опыт непривычного взаимодействия и сможет ощутить и запомнить, как он себя в этом новом опыте чувствует (а не только потренироваться перед будущим возможным реальным разговором). Пустой стул — один из способов продвинуть пациента через тупиковый момент в новый опыт, а следовательно, достичь настоящих изменений!

Технологии компетентностного обучения: упражнение «Точки А и Б»

Данное упражнение обязательно включается в каждый реализуемый нашим Институтом образовательный цикл. Его суть в рефлексии своей актуальной практики с инвентаризацией навыков в изучаемой области (точка «А») и обозначении в форме вопросов собственных целей, которых за ближайший модуль необходимо достигнуть (точка «Б»). К примеру, текущий цикл посвящен современной клинической психологии в целом, поэтому в качестве начального пункта слушатели указывают все то, что они сегодня о ней знают, как представляют себе эту науку и как способны реализовывать в ней свои возможности, а в точке «Б», соответственно, могут указать вопросы из предыдущих упражнений и другие вопросы, которые позволят им обогатить и углубить компетенции из точки «А» (уяснить четче предметную область клинической психологии, собственное место в ней и др.). Важно, что упражнение включает еще один момент: слушателям необходимо, во-первых, сформулировать ожидания от преподавателей, что поможет им получить в ходе лекций и семинаров особенно нужную информацию, а во-вторых, указать собственные инвестиции, т.е. выбрать личные ресурсы, которые необходимо актуализировать для достижения поставленных целей — «что я сам готов сделать, чтобы добиться желаемого результата?»).