Дорогие друзья! Рады вновь видеть вас на виртуальных страницах Еженедельника психотерапии! В сегодняшнем выпуске …

Институт психотерапии в лицах — Екатерина Олеговна Иванова, участница лаборатории психотерапии пограничных состояний

Конференция лаборатории психотерапии пограничных состояний: «Диагностика и психотерапия пограничных состояний»

Гранулы науки

Лаборатория психотерапевтической лингвистики

Новости текущего цикла

Болезни зависимости как объект психотерапии и реабилитации. Психотерапевтические и реабилитационные среды

Обучение взрослых. Как обучать психологов и психотерапевтов?

Когнитивно-поведенческая групповая психотерапия: принципы, этапы, техники

__________________________________________________________________

 

Дорогие друзья! Рады вновь видеть вас на виртуальных страницах Еженедельника психотерапии! В сегодняшнем выпуске …

Институт психотерапии в лицах — Екатерина Олеговна Иванова, участница лаборатории психотерапии пограничных состояний

Дорогие друзья, гостья сегодняшнего выпуска нашего Еженедельника — Екатерина Олеговна Иванова, врач-психиатр, психотерапевт, психолог и постоянная участница лаборатории психотерапии пограничных состояний.

В течение 5 лет Екатерина работала в психиатрической больнице с пациентами с разнообразными психическими расстройствами. В настоящее время наша гостья ведет частную психотерапевтическую практику, помогая людям находить свое предназначение через любимое дело. «Ничто так не лечит человека, как трудотерапия, а в частности самореализация через свое дело, — рассказывает Екатерина. — Имея большой интерес как к развитию личности, так и к ее деградации, я замечала в работе с людьми, что часто те или иные симптомы психических расстройств происходят от того, что человек не находит своего места среди людей, своего личного смысла в жизни. Чувство одиночества, тревога, сниженное настроение, ощущение хронической усталости — все это предвестники депрессивных расстройств и неврозов. Поэтому цель моей профессиональной деятельности — сделать так, чтобы как можно большее количество людей стали здоровым и счастливыми, обретя любимое дело».

С нашим Институтом Екатерина познакомилась, когда искала образовательное учреждение для прохождения профессиональной переподготовки по специальности «Психотерапия». «Я хотела учиться психотерапии у профессионалов экстра-класса, — говорит наша гостья. — Меня не интересовала сухая теория, я искала практику и живой процесс обучения. И когда узнала, что в моем городе должен открыться филиал Института, то поспешила подать документы. Однако открытия так не случилось, но желание не исчезло. И я отправилась в Петербург, чтобы реализовать свою мечту и стать частью профессионального сообщества ведущих психотерапевтов нашей страны». Интересно, что первое впечатление от занятий у Екатерины было отрицательным! «Нужно было знакомиться с участниками, решать какие-то общие с ними задачи… Сопротивление придавило меня — “не хочу и не буду”, “просто дайте лекции и домашние задания”. Но в какой-то момент я осознала собственные противоречия (желание практики, с одной стороны, и требование чистой теории — с другой) и к середине цикла стала понимать свои ограничения и как человека, и как специалиста. И случилось это как раз благодаря нестандартному подходу к процессу обучения! Позже я получила всю необходимую теорию, но важность опыта практического взаимодействия с участниками курса и преподавателями перевесила любые теоретические знания. На мой взгляд, именно практический подход и реальный взгляд на положение дел в сфере психотерапевтической помощи являются основными отличиями Института Карвасарского от других образовательных учреждений».

Опыт работы в психиатрии и психотерапии подсказывал нашей гостье, что зерно того или иного психического расстройства заложено в личности человека. «Не имеет смысла лечить, например, отдельно тревогу, не учитывая контекст ее появления и характер носителя, — рассказывает Екатерина. — Поэтому, когда я увидела видеозапись встречи лаборатории психотерапии пограничных состояний, то решила непременно вступить в нее. В настоящее время как лаборант я занимаюсь написанием методического пособия по параноидному расстройству личности, участвую в совместных дискуссиях о личностных расстройствах и пограничных состояний». Важно отметить, активное участие Екатерины в подготовке конференции лаборатории, состоявшейся 28 октября, где наша гостья выступила с докладом.

Говоря о своих жизненных и профессиональных принципах, наша гостья отметила сразу несколько — «Люди всегда меняются — одни от действий, другие от бездействия», «Упорство сильнее таланта» и «Если человек умеет отвечать за себя, ему никогда не придется отвечать за других». Екатерина мечтает создать поле единомышленников-профессионалов в своем деле, собрать команду специалистов помогающих профессий, чтобы системно помогать людям, которые хотят изменить свою жизнь к лучшему. И, конечно же, стать психотерапевтом экстра-класса!

Екатерина — человек с активной жизненной позицией и разнообразными интересами. «Я люблю фотографировать людей, — рассказывает наша гостья. — Люблю танцевать, ведь танец — это язык тела и эмоций, когда можно отключить все мысли и расслабиться, двигаясь в такт музыке; это всегда отличный способ проработать комплексы, застенчивость, повысить самооценку и получить удовольствие от движения. В копилку удовольствий от работы с телом хочется добавить также плавание и велопрогулки. Мне очень нравится рыбалка и поиск грибов — вот где место и азарту, и отдыху! Еще я веду блог в социальных сетях — это отличный способ коммуникации с другими людьми и пространство для личного и профессионального самовыражения. Обожаю готовить шашлык и глинтвейн!))»

Конференция лаборатории психотерапии пограничных состояний «Диагностика и психотерапия пограничных состояний»

28 октября в нашем Институте состоялась 1-я Научно-практическая Конференция Лаборатории пограничных состояний с международным участием.

Общественная лаборатория психотерапии пограничных состояний была организована нашим Институтом в начале 2021 года, когда стала очевидна необходимость наведения в данной сфере порядка. Действительно, четкие классификационные критерии, определения и даже границы этих состояний (вопреки присутствию в их названии соответствующего корня) остаются до настоящего времени весьма туманными. На данной конференции участники и руководители лаборатории постарались представить взгляд Института на эту проблему и пригласить коллег к обсуждению и размышлению (а может быть, и к активной деятельности по изменению сложившейся ситуации!).

Следует отметить, что значимым показателем актуальности этой темы стало число присутствующих на конференции людей — оно превысило 230 человек! Из этого можно сделать вывод, что данная тема является крайне значимой для многих и многих практикующих специалистов.

Важным гостем конференции стал Сагат Абылкаирович Алтынбеков — президент Ассоциации специалистов, работающих в сфере психического здоровья, Республики Казахстан, Главный внештатный психиатр Министерства здравоохранения Республики Казахстан, директор Института последипломного образования Казахского национального медицинского университета им. С.Д. Асфендиярова, профессор, доктор медицинских наук. В своем вступительном выступлении он также отметил важность темы (которую он развивает вместе со своими сотрудниками), в том числе в свете пандемии коронавирусной инфекции, когда у многих переболевших отмечаются нарушения состояния психического здоровья, подходящие под описание пограничных. Еще один аспект, выделенный Сагатом Абылкаировичем, — транскультуральные особенности, в связи с чем сотрудничество двух наших стран приобретает особую значимость.

Руководители лаборатории — Равиль Каисович Назыров и Екатерина Николаевна Базарова — сделали акцент на том, что работа лаборатории и конференции носит практическую направленность. Ее цель — установить направление для психотерапевтической интервенции, для того чтобы этим, по-настоящему страдающим, людям можно было помочь максимально эффективно!

Преамбулой конференции в целом и докладов лаборантов-спикеров стало выступление клинического психолога Екатерины Сергеевны Зотовой. В своем выступлении Екатерина коснулась истории вопроса, начиная от появления в ХIХ веке понятия «невроз» и заканчивая неоднозначностью англоязычного термина «borderline mental disorder», ставшего основой таких выражений, как «пограничный пациент», «пограничный синдром», «пограничная личностная организация» и пр. Из этого следует, что существует острая необходимость в выделении для пограничных состояний предметной области, общих терапевтических основ, законодательно определенного распределения усилий разных специалистов и адекватных способов верификации успешности воздействия. Сохраняется открытым и вопрос о соотношения терминов «пограничные состояния», «пограничная личность» и «пограничные психические расстройства», которые, конечно же, не являются идентичными. При этом нельзя допустить, чтобы за теоретическими спорами без помощи оставался страдающий человек.

Б.Д. Карвасарский говорил о динамическом единстве природы человека. Поэтому, говоря о психическом здоровье, нужно обратить внимание на все уровни личности. Жизнь человека не определяется лишь биологическими процессами. Направленность личности — результат ее взаимодействия со средой, а значит, развитие многомерного подхода к диагностике как нельзя лучше отвечает запросу на качественную психотерапевтическую помощь.

Мировая практика выделяла четыре вида расстройств — психозы, поведенческие расстройства, неврозы и личностные расстройства. Однако в современных статистических классификаторах термины «невроз» и «психопатия» не рассматриваются как отдельные категории вовсе. В МКБ-10 появилось понятие «пограничное расстройство», но четких критериев диагностики и принципов терапии предложено не было.

В связи со всеми озвученными проблемами Екатерина от лица лаборатории предложила следующее определение понятия «пограничное состояние»: это совокупность переменных факторов функционирования биопсихосоциальной системы человека, при которой в результате различного сочетания биологического потенциала, воздействия внешней среды, личностного отношения индивида к происходящему возникает несоответствие с актуальными адаптационными возможностями, в результате которого и наступает особое «пограничное» состояние.

В завершение своего доклада Екатерина поставила перед аудиторией два вопроса: 1) стоит ли рассматривать сферу пограничных состояний как психиатрическую сферу или это сфера социальная, психологическая и поведенческая; 2) как определить область пограничных состояний, чтобы максимально раскрыть возможности и пути психотерапии?

На эти два вопроса участники конференции попытались найти ответы во время обсуждения в малых группах. Если попытаться резюмировать их высказывания, то можно сделать вывод, что при работе с пограничными состояниями невозможно исключить ни психиатра (особенно в диагностике), ни психотерапевта, поскольку психотерапия в данном случае представляет большой ресурс для облегчения состояния пациента, и разные специалисты должны здесь идти рука об руку, дополняя друг друга. С определением же области пограничных состояний все оказалось сложнее, участники конференции говорили и о патоморфозе психических расстройств, и об отсутствии необходимых критериев, и о парадигме, в которой работает специалист.

Следующим этапом конференции стали выступления лаборантов, осветившие несколько наиболее интересных типов личностных расстройств, остановившись на особенностях мышления и эмоционально-волевой сферы таких пациентов, проявлениях в фазах компенсации и декомпенсации и, конечно же, методах психотерапии. Клинический психолог Елена Григорьевна Суслова рассказала об антисоциальном расстройстве, психолог-психоаналитик Ирина Александровна Банянина — об эпилептоидной психопатии, врач-психиатр, психотерапевт Екатерина Олеговна Иванова — о параноидной психопатии, психолог психоаналитически ориентированного подхода, Диана Владимировна Костылева, — об ананкастной психопатии, клинический психолог Дарья Ивановна Сапронова — о психастенической психопатии.

Ярким завершением конференции стал кейс пациентки 33 лет, представленный врачом-психотерапевтом, руководителем Лаборатории пограничных состояний Института психотерапии, старшим преподавателем ФГБОУ ВО «Петрозаводского государственного университета», заслуженным врачом Республики Карелия Екатериной Николаевной Базаровой. Приглашаем вас познакомиться с этим кейсом и присоединиться к участникам конференции в своих размышлениях.

Детство пациентки проходило в конфликтной ситуации: агрессивный отец с запойным пьянством, и мать, ориентированная на собственные интересы и потребности, легковесная, не поддерживающая. В детстве испытывала выраженный страх перед отцом, который усилился в середине пубертата. Рядом со своей постелью хранила газовый балончик, завела большую собаку, которая должна была ее защитить. Формировалась сенситивной, склонной к контрастному фантазированию: агрессивные фантазии с расчлененным трупами, кровью чередовались с фантазиями о красивом эпическом мире, где она была королевой, находила утешение. Интеллект пациентки хороший, в школе и вузе училась успешно. Пациентка православная христианка. Испытывает страсть к балету — стала балетмейстером. Испытывает много довербальных тонких переживаний. В ходе учебы отношения с одноклассниками и однокурсниками были вежливыми, но дистантными. Не могла прямо выразить недовольство, могла лишь в уклончивой манере заявить греховность поступков. Протест заявила лишь несколько раз, что привело к неприятным последствиям, самоукорам, переживаниям. В юном возрасте попала в эзотерическую секту, была в ней два года, ушла, но испытывала очень тяжелые переживания («легко попасть и трудно выйти»). Появились навязчивые суицидальные мысли. После яркого сновидения появился деперсонализационный компонент (содержание сновидения: она идет по саду, слышит пение птиц идет на него и приближается к каменному округлому строению; все птицы сидят в клетках на высоких каменных стенах; у клеток есть ключи, она открывает клетки, и когда улетает последняя птица, строение замыкается вокруг нее; она понимает, что должна остаться здесь навсегда, так как строение не имеет ни замка, ни ключей). В дальнейшем и в снах, и в фантазиях появлялись конфликты между бесконечным стремлением к целостности и фрагментированностью, стремлением преодолеть одиночество и стремлением к симбиозу, самостоятельностью и зависимостью, агрессивностью и миролюбием. Чувствовала диссоциацию между телесностью и своей душевной жизнью.

Декомпенсация наступила после того, как она нашла переписку мужа с другой женщиной. Эта травма отвержения актуализировала суицидальные идеи. Пациентка подавляла гнев, блуждая по города, фантазировала, как увидит мужа с другой женщиной. Совершила две попытки суицида в уединенном месте (нанесла себе порезы, при этом не чувствовала боли в силу деперсонализации и повышения порога чувствительности). Из-за греховности поступка остановилась, рассказала мужу и госпитализировалась.

Всего у пациентки было 5 госпитализаций в психиатрический стационар. Там чувствовала себя спокойно и защищенно. Лекарственная терапия была не очень эффективна.

Были жалобы на снижение уровня побуждений, чувство внутренней фрагментированности, невозможность соединить все свои переживания воедино. Ни нарушений мышления, ни эмоциональных нарушений не обнаруживала. В период пандемии сумела мобилизоваться. Если раньше угроза разрыва связей приводила к усилению симптоматики и госпитализации, то сейчас смогла перенести смерть бабушки, болезнь мужа.

В настоящий момент, работая с психотерапевтом, пишет после сессий небольшие тексты с прозрачным символизмом.

Один из текстов в общем виде приведен ниже.

«Странные птицы живут под мостом вдвоем. На их крыльях клетки. Всю жизнь они проводят под мостом и не летают. Однажды приходит добрый ученый и пытается снять клетки, но у него ничего не получилось. Он берет одну птицу домой, подбирает ключ. Птица оказывается свободной теряет память и улетает. Другой птице ученый помочь не в силах. Первая птица познает мир, видит удивительные горы, бескрайние моря, небо. И только по ночам в своих снах видит голубую птицу. Другая птица, живущая под мостом, видит сны про удивительные горы, бескрайние моря, яркое небо. Проходит время, клетка на крыле птицы, живущей под мостом, ржавеет, голубое крыло освобождается, птица пытается взлететь, но другое крыло, все еще заточенное в клетке, тянет ее в реку. Птица падает и тонет. Тогда птица забвения вдруг ощущает что-то, кидается в реку и пытается спасти другую птицу. Река долго несет обеих птиц и выносит на берег. Птица забвения плачет, ее слезы отворяют вторую клетку и небесно-голубая птица, уже бездыханная, оказывается на свободе. К птице забвения возвращается память, она вспоминает, как две птицы жили под мостом и со всем трепетом хоронит вторую птицу в саду.

В настоящее время социальная ситуация пациентки благополучная, суицидальных попыток больше не было, она работает, у нее хорошие отношения с близкими.

Вопрос, над которым Екатерина Николаевна предложила поразмышлять гостям конференции, заключается в том, что это — здоровая личность, психотическое расстройство, расстройство личности или что-то иное.

Предлагаем и вам, дорогие читатели подумать над этим вопросом и сформулировать собственную версию (скажем только, что среди гостей конференции версий было очень много, начиная от невротического расстройства, разнообразных расстройств личности и заканчивая вялотекущей шизофренией).

Вот так насыщенно прошла наша конференция, посвященная пограничным состояниям! А мы уже торопимся пригласить вас на следующую: 25 ноября будем рады увидеть вас на 10-м семинаре лаборатории «КРИСТАЛЛ» по методике и методологии обучения психотерапии Института психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского «Профессиональная судьба психотерапевта: консалтинг в области профессиональных маршрутов в концепции «life-long learning»! Присоединяйтесь, дорогие коллеги, будет интересно!

 

Гранулы науки

Лаборатория психотерапевтической лингвистики

Заседание лаборатории психотерапевтической лингвистики было наполнено эмоциями от прошедшей конференции «Язык психотерапии: лечебная субстанция или способ ее доставки к страдающей личности». Участники делились своими впечатлениями, обменивались взглядами на прозвучавшие слова критики и поддержки и строили планы на будущее. В настоящий момент предполагается, что по итогам конференции лаборанты совместными усилиями напишут статью для публикации как в изданиях Института, так и в уважаемых научных журналах. Приблизительный план статьи составлен. Как полноценная научная публикация она будет включать актуальность и историю темы, материалы и методы исследования, практическую значимость, мнения экспертов конференции и их интерпретацию. Работа кипит

 

Новости текущего цикла

Обучение взрослых. Как обучать психологов и психотерапевтов?

Важнейшей программой минувшей недели стал трехдневный цикл «Обучение взрослых. Как обучать психологов и психотерапевтов?». Хотя об андрагогике мы говорим много и давно (можно вспомнить прошедшую в августе конференцию, посвященную этому вопросу), данный цикл стал по сути «пробным камнем», благодаря которому мы смогли проверить, как наши идеи ложатся на опыт слушателей и реализуются на практике.

Надо сказать, проба удалась! Несмотря на то, что программа проходила впервые, три дня выдались насыщенными и информативными. И если поначалу организаторам и ведущему преподавателю — Ирине Сергеевне Королевой, проректору Института, — казалось, что теоретического материала может оказаться недостаточно, то в ходе работы стало очевидно, что и теории, и практики в этой области нашим Институтом накоплено уже на целую многоступенчатую программу! Среди участников цикла, которых набралось около 20, было много представителей сферы образования, профессионалов своего дела с многолетним опытом. Итогом стала максимально продуктивная синергия

 

Болезни зависимости как объект психотерапии и реабилитации. Психотерапевтические и реабилитационные среды

Вот уже вторую неделю в нашем Институте идет цикл «Болезни зависимости как объект психотерапии и реабилитации. Психотерапевтические и реабилитационные среды», и нам очень хочется рассказать вам о том, как проходит эта образовательная программа!

Первый модуль цикла, «Современные представления о зависимостях», традиционно начался со знакомства, настоек на обучение вместе с компетентностным преподавателем Еленой Сусловой, постановки задач на модуль и цикл в целом и формирования профессиональных семей. Профессиональная семья как прообраз полипрофессиональной бригады — один из важнейших инструментов, который слушатели получают в Институте как для обучения на цикле, так и для последующей практической работы.

Так, на данном цикле сформировалось пять профессиональных семей. Интерес представляют даже их названия: «Кадеты Карвасарского», «Опытные студенты», «Свобода и креативность», «Независимые!» и «N5»

Из поставленных слушателями вопросов следует отметить механизм формирования среды для зависимого, работу с сопротивлением к терапии, инструменты адаптации пациента к жизни в ремиссии, способы оценки эффективности своей работы при многократных срывах у клиента, методы социальной реабилитации зависимых подростков, профессиональные границы при работе с зависимостями, психотерапию при коморбидных состояниях и «двойном диагнозе» (например, при наличии расстройства личности или другого психического заболевания) и др.

После этого вместе с ректором Института, доктором медицинских наук Равилем Каисовичем Назыровым слушатели побеседовали о компетенциях, необходимых современному специалисту для работы с зависимыми пациентами, изучили биопсихосоциальную модель болезни зависимости и личностные особенности пациентов данной клинической группы, типы пациентов с болезнями зависимостей и их определение для правильного построения работы, особенности создания индивидуальной психотерапевтической программы (ИПП), основные современные теории зависимого поведения (Теория Попова и Короленко), модели реабилитационных систем (существующие подходы к лечению и реабилитации пациентов с зависимостью, «Кировская» модель реабилитации зависимых пациентов), роль функционального диагноза и психотерапевтической гипотезы в лечении и реабилитации зависимого пациента, основные факторы этиопатогенеза болезни зависимости.

Важным образовательным моментом был клинико-психотерапевтический анализ случая реального пациента, представленного практикующим психологом Александром Вадимовичем Никулиным.

Самым значимым итогом модуля стало понимание, что помощь пациенту с зависимостью требует системного подхода и не может быть качественно реализована за короткий промежуток времени!

Второй модуль программы был посвящен клинической психотерапии и стратегиям лечения основных групп зависимостей. Вместе с клиническим психологом Александром Александровичем Климовым слушатели изучили особенности пациентов с различными типами зависимости — опиоидной, каннабиноидной, зависимостью от психостимуляторов и др., а после с помощью Владислава Алексеевича Сиповича сосредоточились на психических и поведенческих расстройствах вследствие приема психоактивных веществ с точки зрения врача психиатра-нарколога.

Разговор об особенностях различных типов зависимости продолжил Равиль Каисович. Он остановился на игровой зависимости, пищевой зависимости и табакокурении, после чего Алекандр Александрович предложил участникам программы проанализировать собственного пациента по клинической, психологической и социальной плоскостям.

Третий модуль программы был посвящен реабилитационным средам. Равиль Каисович Назыров коротко и емко подал необходимый теоретический материал. Разобрать сложности, которые могут возникнуть в диаде «психотерапевт–пациент» слушатели смогли вместе с клиническим психологом Натальей Алексеевной Ряузовой. Наталья Алексеевна прочитала участникам лекцию о балинтовской группе, а потом такую группу организовала, что позволило участникам буквально «почувствовать ее работу на себе». Ирина Викторовна Бубнова рассказала про тренинг ТИМ. Слушатели были в восторге от проведенной группы и подачи материала Ириной Викторовной. Александр Александрович Климов помог участникам цикла привести всю полученную информацию в систему, структурировать ее и дал несколько упражнений в мини-группах для настройки коммуникации. В результате обучения слушатели научились различать реабилитационные среды, а одна из слушательниц программы приняла твердое решение отказаться от работы в одиночку и создать полипрофессиональную бригаду, пригласив в нее смежных специалистов. Важно, что в ходе тренинга социального опыта слушатели создали проекты, которые они будут развивать и после окончания обучения.

А прямо сейчас цикл продолжается методическим тренингом «Групповая психотерапия в лечении болезней зависимости». Участников программы ждет возможность изучить в теории целую линейку групп, используемых в лечении пациентов с зависимостями, и конечно же, принять в этих группах живое участие. Среди них психообразовательная группа, группа преодоления анозогнозии, когнитивная группа, группа принятия ответственности, группа близких и дистантных отношений, экзистенциальная группа. Кроме того, слушатели смогут узнать о мотивационной интервенции и групповой работе с зависимыми подростками. Так что впереди еще много интересного!

Следующий аналогичный цикл состоится в нашем Институте с 17 по 29 октября 2022 года. Узнать о нем подробнее и подать заявку на участие можно на нашем сайте: https://spb-ipmp.ru/disease-dependence-as-an-object-of-psychotherapy-and-rehabilitationa

 

Когнитивно-поведенческая групповая психотерапия: принципы, этапы, техники

С 21 по 23 октября 2021 в нашем Институте состоялся 5-й модуль шестиступенчатой программы по обучению когнитивно-поведенческой психотерапии, посвященный работе в группе. Данная программа традиционно собрала большое количество участников — около 70 человек, среди которых были не только психологи и клинические психологи, но и врачи, в том числе даже врач скорой медицинской помощи! География модуля, как и профессиональный состав, также была богатой — участие в цикле приняли специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и других городов России, а также из Украины, Молдовы, Чехии, Эстонии и Узбекистана!

Программа модуля включала теоретическую часть, посвященную принципам когнитивно-поведенческой групповой терапии, ее этапам и техникам. Теоретический материал был дополнен практическими упражнениями, которые слушатели под чутким руководством преподавателя выполняли самостоятельно, раскрывая нюансы техник работы в данном подходе и преобразуя полученные теоретические знания в непосредственный опыт (например, слушатели формировали альтернативные мнения относительно убеждений одного из участников). Часть времени была посвящена демонстрационным упражнениям (техника релаксации, ролевое упражнение «Контратака»), проводимым ведущей цикла — клиническим психологом Ириной Викторовной Бубновой. Отклик слушателей можно выразить фразой одной из участниц: «Очень глубоко, очень эмоционально и очень ресурсно!»

В целом по отзывам участников модуль был прекрасно структурирован и снабжен крайне полезными и интересными практическими упражнениями, даже наблюдение за которыми вовлекало в работу группы. Подача материала преподавателем также оставила исключительно приятные впечатления!

 

Если вы хотите обучиться когнитивно-поведенческой психотерапии в нашем Институте, прекрасной возможностью начать обучение с азов станет дистанционная программа «Современная когнитивно-поведенческая психотерапия», стартующая уже 10 ноября. Узнать подробнее и подать заявку на участие можно на нашем сайте: https://spb-ipmp.ru/sovremennaya-kognitivno-povedencheskaya-psihoterapiya