Дорогие друзья! Рады видеть вас на виртуальных страницах нашего Еженедельника! Сегодня вас ждут…

Институт психотерапии в лицах: Смирнова Софья Андреевна — менеджер по работе с клиентами

Новости текущих циклов

Личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия. Подготовка уровня ЛОРП-практик

Клинико-психологическое вмешательство в лечении пациентов с психическими расстройствами и зависимостями

Когнитивно-поведенческая групповая психотерапия: принципы, этапы, техники

Лаборатория психотерапевтической лингвистики

Психотерапевтическая техника недели: схема ABCDE

 

Институт психотерапии в лицах: Смирнова Софья Андреевна — менеджер по работе с клиентами

Дорогие друзья, наша сегодняшняя гостья — Софья Андреевна Смирнова, менеджер по работе с клиентами.

Вот уже несколько лет именно Софья Андреевна является тем человеком, кто осуществляет внеучебный контакт с существующими и потенциальными клиентами Института, причем не только с отдельными слушателями, но и с целыми организациями, лечебными учреждениями различного профиля. Софья консультирует их по телефону и электронной почте, сопровождает, поддерживает, помогает выбрать образовательную программу, составить учебный план, перенаправляет в другие отделы (например, в учебную часть или отдел делопроизводства) — т.е. во многом координирует работу всех институтских подразделений.

Одно из важных направлений деятельности Института — проведение выездных образовательных программ. Такие программы собирают преимущественно сотрудников одного учреждения, например больницы или диспансера, поэтому из просто учебных циклов они практически превращаются во внедренческие проекты: задействовав одновременно и врачей, и психологов, и социальных работников, и даже администрацию, они позволяют в полной мере реализовать в учреждении идеи Института! И организацией подобных программ занимается именно Софья.

По образованию Софья — клинический психолог. Реальный опыт диагностической и психотерапевтической работы помогает ей понимать потребности как пациентов, так и специалистов. И поскольку наша гостья участвует также в определении содержания образовательных циклов, благодаря своему опыту она делает их особенно актуальными!

«Когда я только познакомилась с Институтом Карвасарского, — рассказывает Софья, — я радовалась возможности в нем учиться. Теперь это для меня даже не второй дом, а первый! Рост, развитие и совершенствование Института, укрепление бренда, повышение качества работы — мои главные жизненные цели! И я прикладываю все усилия, чтобы их достичь!»

 

Новости текущих циклов

Минувшая неделя была очень богата образовательными программами — расскажем о каждой понемногу.

 

Личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия. Подготовка уровня ЛОРП-практик

С 10 по 12 мая в Институте прошел первый модуль большой многоступенчатой программы освоения личностно-ориентированной реконструктивной психотерапии и подготовки уровня ЛОРП-практик — «ЛОРП и ее место в современной психотерапии». Признаемся вам честно — перед запуском данной программы все мы были во власти волнения: Ленинградская школа психотерапии и ЛОРП как ее основной метод — один из столпов нашего Института, а доработка метода, его описание в руководствах, подготовка специалистов в его парадигме и, если хотите, даже его популяризация — одна из наших основных миссий! Поэтому к разработке данного образовательного продукта мы подошли со всей ответственностью и скажем, отбросив ложную скромность, что справились! )

Нам кажется, что наилучшее впечатление о модуле можно получить из от участников, поэтому делимся отзывами наших замечательных слушателей о том, почему ЛОРП, почему именно наш Институт, и что особенного в этой программе!

 

Фарида Сабирова

Я прохожу в Институте Карвасарского переподготовку по специальности «Психотерапия». Психиатром стала не сразу: первые мои врачебные специальности — терапия и кардиология (в течение долгого времени работала в районной больнице, а там по-другому нельзя, приходится несколько должностей совмещать и многое уметь). Еще во время работы в соматической медицине замечала, что почти всегда в ухудшении состояния, обострении, да и заболевании вообще можно найти психологическую причину — человек с кем-то поссорился, обиделся, находится в трудных отношениях. И настоящая помощь без психотерапии невозможна! На предшествующих циклах переподготовки мы уже немного касались личностно-ориентированной реконструктивной терапии, и ее идеи действительно легли на душу. Поэтому, когда появилась возможность участвовать в длительной программе и овладеть этим методом в совершенстве, я с радостью ей воспользовалась. И первый модуль меня не разочаровал! Несмотря на то, что некоторые вопросы я уже изучала в Институте ранее, подача материала здесь оказалась глубже и емче. И особенно полезной была практика! Я смогла на себе прочувствовать, как работает ЛОРП, — всего несколькими вопросами Равилю Каисовичу удалось затронуть такие струны в душе, что я теперь четко понимаю, с чем мне лично надо работать. А клинический разбор случая реального пациента помог еще лучше систематизировать полученное на модуле!

В целом организация учебного процесса в Институте приятно удивляет и разнообразием учебных программ, и способом ведения, и поддержкой со стороны специалистов, и  практической помощью слушателям в освоении материала!

 

Светлана Кольцова

Я частнопрактикующий психолог, успешно работаю в психологии уже 17 лет, много учусь, имею сертификаты международного уровня в области стратегического коучинга, НЛП, позитивной терапии, системной семейной психотерапии. Техники ЛОРП интуитивно использовала в своей практике давно — снятие эмоционального заряда, работа с внутриличностным конфликтом, проработка отношений. Не хватало четкой научной базы, клинического понимания, лаконичности терминологии. Именно за этим пришла в Институт, чтобы обучаться у носителей метода. Первый модуль программы превзошел ожидания! Конечно, поначалу было сложно — иной понятийный аппарат, другой подход. Возможно, слушателям было бы полезно знакомиться с теоретическим материалом (методическим пособием или хотя бы слайдами лекций) заранее, чтобы можно было почитать, подумать, примерить материал на своих клиентов, поставить перед собой и преподавателями больше вопросов и, соответственно, усвоить больше… Но со второго дня обучение пошло легче, особенно порадовала практика. Очень благодарна Институту Карвасарского за серьезно-доброжелательный подход, личную заинтересованность преподавателей в обучении слушателей: здесь действительно стараются научить, передать знания, как эстафетную палочку! С нетерпением жду продолжения!

Узнать подробнее о данной программе, ее последующих модулях, а также подать заявку на участие вы можете на нашем сайте https://spb-ipmp.ru/lr

 

Клинико-психологическое вмешательство в лечении пациентов с психическими расстройствами и зависимостями

Данный цикл продолжился модулем, посвященным расстройствам шизофренического спектра и депрессии. Большая часть поставленных слушателями вопросов на модуль касалась дифференциальной диагностики, преодоления анозогнозии и, конечно же, тому, есть ли вообще место в «большой психиатрии» для психотерапевтического вмешательства, и каким образом совмещать и соотносить его с фармакотерапией. Найти ответы слушателям помогал Александр Александрович Климов, клинический психолог и руководитель Центра образования нашего Института, в содержательной лекции и при разборе клинических примеров. Во второй половине дня Равиль Каисович Назыров, ректор Института, рассказал слушателям построении психотерапевтических и реабилитационных программ для больных шизофренией, в том числе на основе концепции динамической психиатрии Гюнтера Аммона.

Следующий день был теоретическим — благодаря Татьяне Игоревне Алексеевой участники цикла познакомились с патопсихологической диагностикой в психиатрии и дифференциально-диагностическими критериями шизофренического, аффективно-эндогенного (депрессивного варианта) и личностно-аномального (торпидного варианта) патопсихологических симптомокомплексов.

Третий день модуля включал лекционную и практическую части. В своей лекции Равиль Каисович заставил слушателей задуматься о природе депрессивного расстройства и о способах помощи пациентам с депрессивным синдромом различного генеза. Он отметил важность понимания психотерапевтом сочетания биологических и психологических механизмов, чтобы не избежать путаницы, одновременно выдавая таблетки и требуя от пациента ответственности за свою жизнь и состояние. Закончился день клиническим анализом психотерапевтического случая: Александр Вадимович Никулин представил группе реального пациента, и у слушателей была возможность понаблюдать за интервьюированием, исследовать этиопатогенетические факторы расстройства и обсудить диагностические и психотерапевтические гипотезы.

Ярким логическим завершением цикла стал тренинг социального опыта. После короткой вводной лекционной части Равиль Каисович вместе с Марией Ивановной Кадюковой и Александром Александровичем Климовым в течение трех дней помогали участникам группы получить, осознать и пережить опыт социального взаимодействия, изменить индивидуально-психологические механизмы социального функционирования их личностей, а главное, научиться проводить подобный тренинг, чтобы использовать предлагаемый им терапевтический ресурс в собственной практике!

Узнать подробнее о данной программе и подать заявку на участие в следующем потоке вы можете на нашем сайте: https://spb-ipmp.ru/kpvlp

 

Когнитивно-поведенческая групповая психотерапия: принципы, этапы, техники

Еще одна короткая программа минувшей недели была направлена на обучение слушателей групповой форме когнитивно-поведенческой психотерапии. Благодаря настроечным упражнениям с компетентностным преподавателем Куракиной Светланой слушатели сформулировали вопросы и определили зоны своего ближайшего развития на модуль. Вместе с Ириной Викторовной Бубновой, содержательным преподавателем цикла и руководителем отделения клинической психологии нашего Института, в течение трех дней программы узнали о групповой психотерапии в целом, ее целях и задачах в зависимости от вида группы и специфики работы, о факторах лечебного действия и фазах группового развития, отборе в когнитивно-поведенческую группу и техниках работы. В следующие дни цикла слушатели познакомились с диагностическими и терапевтическими техниками, подходящими для использования в группе, узнали о способах эмоциональной поддержки, использовании когнитивной реструктуризации и визуализации в группе. Теоретический материал перемежался интересными случаями из практики, кейсами участников, работой в сессионных залах и тренингом навыков.

Данный модуль будет повторен уже 18-20 июня: https://spb-ipmp.ru/kognitivno-povedencheskaya-gruppovaya-terapiya-princzipy-etapy-tekhniki

 

Лаборатория психотерапевтической лингвистики

После освежающего санитарного дня в лаборатории продолжается выработка наиболее оптимального определения психотерапевтической лингвистики как научной области. На текущей сессии собственный вариант интегрального определения представила протагонистическая пара Леона (Сергея Ивановича) Быкова и Евгении Николаевны Тихомировой. Согласно этому определению, объект исследования психотерапевтической лингвистики — возможности Языка оказывать прямое и косвенное лечебное воздействие (1), опираясь на законы его развития, дающие все «ключи от всех входов и выходов», и таким образом постигать объективную (фактологическую) реальность (2), направлять усилия (3) на преодоление (4) страдания (5) человека, через постоянное его развитие как дельты приращения желаемых/полезных изменений (6), используя Универсальные лингвистические модели как инструменты описания, постижения, обмена, воздействия и преобразования. Надо сказать, что каждый пункт данного определения вызвал множество вопросов у участников — предлагаем и вам, дорогие коллеги, поразмышлять вместе с нами! Будем рады, если вы поделитесь собственным взглядом на то, как различить прямое и косвенное воздействие в психотерапии, что может служить их примером, как развивается язык с течением времени и как это может сказываться на использовании его в психотерапии. А может быть, вы предложите собственное определение. Присоединяйтесь к обсуждению!)

 

Психотерапевтическая техника недели: схема ABCDE

Это одна из фундаментальных техник когнитивно-поведенческой терапии, которая может быть и как диагностической, позволяющей получить информацию, так и терапевтической, вызывающей переосмысление, переформулирование и изменение когниций.

Очень важно сделать процесс прозрачным и понятным для пациента! До него необходимо донести, что только тогда, когда человек может отличать чувства от мыслей, чувства от действий, действия от ощущений, у психики появляется возможность правильно перерабатывать информацию. Данная техника позволяет разложить все по полочкам и обучить этому клиента!

Итак…

А — это АКТИВИРУЮЩЕЕ СОБЫТИЕ. Здесь нужно определить: время, когда это происходит (чем конкретнее, тем лучше), и пространство — место. При этом чем больше деталей клиент вспомнит (что видел, что слышал, что происходило вокруг), тем больше вероятность запуска тех же нейронных связей, что и непосредственно в ходе события.

В — это МЫСЛИ. Фиксируются все мысли, которые крутились в голове — и касающиеся ситуации, и не связанные с ней.5–10–15 мыслей

С — ЧУВСТВА (негативные чувства и переживания), возникшие в тот момент, когда в голове крутились указанные мысли. Фиксируют эмоциональную схему (хотя бы 2-3 чувства с названием). После этого их необходимо прошкалировать, т.е. определить их интенсивность, в баллах или процентах (это очень важно, так как согласно теории эмоционального интеллекта, управлять своими чувствами человек может, только умея называть его и определять его интенсивность).

D — фиксируемое (наблюдаемое) ПОВЕДЕНИЕ или действие в тот момент: что конкретно человек делал. Клиента можно попросить рассказывать о поведении так, как оно бы выглядело, если бы его снимала камера без звука со стороны.

Е — ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ. Чувств без физиологических реакций (жар, холод, онемение, сжатие, напряжение — нужно спросить, где) не бывает, поэтому важно уметь разделить эмоцию и то, что было в теле.

Такой анализ называется самонаблюдением и отличается от самокопанием, которым обычно занимается пациент. Это один из первых навыков самоэффективности!

Данная техника фиксирует автоматические мысли, но работать эффективнее с промежуточными. Поэтому к каждой мысли, которую мы фиксируем, следует задать один из трех вопросов: что эта мысль для Вас значит? о чем эта мысль для вас? как должно быть и как хотелось бы? Таким образом мы получаем список не только автоматических мыслей, но и промежуточных.

Важно информировать пациента, что привычные негативные мысли не исчезнут легко и быстро. Человек редко может контролировать первую мысль или оценку, которая появляется в голове, но он всегда может контролировать вторую мысль, третью оценку и т.д.! В результате применения  данной техники человек должен научиться отслеживать привычные негативные мысли (автоматические) и отслуживать и менять вторичные оценки (промежуточные когниции). Для этого клиента просят последние переформулировать (т.е. найти те, которым клиент хотел бы руководствоваться в данной ситуации) или поменять к ним отношение. Во время этой работы возникают новые нейронные связи. После появления новых адаптивных когниций мы можем повторно попросить пациента определить интенсивность чувств и ощущений в теле (или предположить их изменение).

Резюмируют работу, спрашивая пациента о том, что в разговоре для него было важно, что полезно и как это ему помогает.