Дорогие друзья! Рады вновь видеть вас на виртуальных страницах нашего Еженедельника с вами! Сегодня в выпуске…

Институт психотерапии в лицах: Седошенко Екатерина Алексеевна — специалист центра образования

Новости текущего цикла

Основы клинической психотерапии. Дифференциальная психологическая диагностика

Лаборатория психотерапии пограничных состояний

Лаборатория психотерапевтической лингвистики

Лаборатория методики и методологии обучения психотерапии «КРИСТАЛЛ»

 

 

Дорогие друзья! Рады очередной встрече с вами! Сегодня в выпуске…

Институт психотерапии в лицах: Седошенко Екатерина Алексеевна — специалист центра образования

Дорогие друзья, гостья сегодняшнего выпуска нашего Еженедельника — Екатерина Алексеевна Седошенко, специалист центра образования. По первой специальности Екатерина — журналист. С того момента, как она пришла в наш Институт, прошел уже почти целый год. За это время она с головой погрузилась в ту сферу, о которой раньше лишь слышала, — в психологию и психотерапию. Вот как сама Екатерина рассказывает о своей работе: «Журналистское образование не позволяло молниеносно ориентироваться в направлениях, методах, принципах психотерапии, однако помогло в другом. Речь идет о координации научно-методических объектов: лабораторий, группы авторов по написанию методического пособия, научных конференций. Эта деятельность — моя основная — подарила возможность знакомства и общения с корифеями современной психологии и психотерапии. Появилась возможность увидеть всю "кухню" изнутри и стать ее участником.

Больше всего меня впечатлили люди — истинные профессионалы, отзывчивые, поддерживающие и помогающие. Пожалуй, поэтому институт стал не просто местом работы и самореализации, но и домом, в который приятно возвращаться.

Говоря об особенностях и отличиях нашего Института от других образовательных учреждений, отмечу, конечно же, личностно-ориентированное обучения. Такого внимания и такой заботы по отношению к своим слушателям, я не встречала нигде!»

Екатерина отмечает, что ее жизненные и профессиональные планы тесно связаны друг с другом: «Самое главное для меня — учиться самой и помогать в обучении других». Но работой жизнь нашей гостьи не ограничивается: Екатерина любит читать, причем как художественную, так и научную литературу, посещает курсы, посвященные русскому академическому письму, и увлекается верховой ездой.

Новости текущего цикла

На минувшей неделе в нашем Институте завершился цикл «Основы клинической психотерапии. Дифференциальная психологическая диагностика».

Третий модуль этого цикла, «Дифференциальная психологическая диагностика» начался с традиционной рубрики «Ответы ректора», в которой Равиль Каисович Назыров, доктор медицинских наук, отвечал на вопросы, подготовленные участниками цикла. Затем под руководством компетентностного преподавателя Дмитрия Трофимова слушатели выполнили установочные упражнения, поделились своими ожиданиями на модуль, также было представлено несколько кейсов пациентов. Во время второй учебной пары Ирина Викторовна Бубнова рассказала слушателям про основы дифференциальной диагностики в практике клинического психолога (патопсихологические симптомокомплексы, разница понятий "патопсихология" от "психопатология", симптомы и синдромы, актуальные классификации патопсихологических симптомокомплексов, а также методы исследования в дифференциальной диагностике).
После обеда слушатели под чутким руководством Ирины Викторовны продолжили изучение различных видов патопсихологических симптомокомплексов (ППС), получив о них всю основную информацию и поняв в чем состоит суть ядра каждого из них.

Второй день модуля Ирина Викторовна начала с лекции, в ходе которой подробно рассказала слушателям про ППС психотической дезорганизации, а также про шизофренический ППС, сделав акцент на их отличиях и сходствах, особенностях речи и поведения пациентов, их воображения, памяти и восприятия, а также рассказала, для каких заболеваний они характерны. Подробная презентация помогла слушателям ещё лучше усвоить материал лекции.
Во второй половине дня клинический психолог Наталья Алексеевна Ряузова представила участникам органический, олигофренический, эпилептический и аффективный патопсихологические симптомокомплексы. Кроме того, Наталья Алексеевна поделилась списком самых распространенных диагностических методик и примерами из практики. Слушатели задавали интересные им вопросы по ходу лекции, день был очень продуктивным.

Последний день модуля начался с лекции о личностно-аномальном и невротическом симптомокомплексах, а затем очень подробно и с примерами рассказала слушателям про структуру клинического заключения (какие данные должны быть в заключении и как их описывать, каковы главные правила оформления), а также напомнила про методы, используемые диагностом в своей практике, и основной перечень рекомендуемых опросников и тестов. Ирина Викторовна порекомендовала слушателям полезную литературу, где подробно описаны обсуждаемые тесты и опросники.
В конце дня компетентностный преподаватель подвел итоги всего модуля, слушатели в своих «социальных семьях» поделились друг с другом впечатлениями.

Последние три дня цикла слушатели провели вместе с Александром Вадимовичем Никулиным на тренинге профессиональной коммуникации. Они изучили основы профессионального контакта (техники и приемы формирования доверительных отношений, увеличения и уменьшения «дистанции», технические тонкости профессиональной поддержки), разобрали возможные сложности. Участники программы учились описывать проблемы на языке пациентов, т.е. без употребления специальных терминов, разбирались с местом контакта в психотерапии, вебральными, паравербальными и невербальными аспектами коммуникации, эмоциональной, поведенческой и когнитивной обратной связью, изучили цикл контакта.

Следующий аналогичный цикл состоится в нашем Институте с 01 по 13 ноября 2021 г. Узнать о нем подробнее и подать заявку на участие можно на сайте: https://ipmp-spb.ru/osnovy-klinicheskoj-psihoterapii-differentsialnaya-p...

Лаборатория психотерапии пограничных состояний

Очередное заседание лаборатории психотерапии пограничных состояний традиционно началось с доклада. На этот раз доклад был посвящен отличительным особенностям социопатии и психопатии. Елена Суслова, клинический психолог и постоянная участница, отметила, что официально принятых разграничительных критериев между этими состояниями и стандартизированных диагностических методик не представлено, и в целом в психологической литературе, за исключением трудов по нейрофизиологии (авторы которых, однако, также признают тему не до конца изученной), данные термины и различия между ними не раскрываются в четко. Если же попытаться обобщить имеющиеся источники, разница между социопатом и психопатом проявляется выраженностью аномалий структур мозга, а следовательно, выраженностью внешних поведенческих и эмоциональных реакций, способности к рефлексии, импульсивности и др. И эти различия могут иметь принципиальное значение в терапевтическом аспекте. Психопатия и социопатия входят в современные классификации психических расстройств как подтипы антисоциального личностного расстройства. Среди типичных качеств психопата Елена отметила эгоцентризм, жестокость, отсутствие эмпатии (понимание эмоций только на уровне логики) и неадекватную реакцию на проявление эмоций у других, отсутствие привязанности, невозможность планировать свою жизнь, несмотря на высокий интеллект, способность создавать о себе впечатление как о харизматичной личности и даже очаровывать окружающих. Особенности же состоят в более высоком пороге чувствительности у психопата по сравнению с социопатом и стабильности (для социопата характерна большая импульсивность реакций), отсутствии у психопата рефлексии и эмпатии (у социопата они есть, хоть и минимальны) при выраженной доминантности. Было отмечено, что психопатия обусловлена преимущественно врожденными аномалиями, а социопатия — влиянием антисоциальной среды при определенной преморбидности. Социопат имеет более четкий мотив человеконенавистничества в связи испытанными в детстве жестокостью и насилием, в то время как психопатом люди рассматриваются просто как средство достижения целей и способ удовлетворения потребностей. В ходе доклада Елена акцентировала внимание лаборантов на том, что вопреки распространенному мнению социопат и психопат необязательно жестоки, и жестокость сама по себе не может быть основанием для постановки диагноза, как и какое-либо криминальное деяние. Были отмечены методики, направленные на изучение личностных особенностей, а также примеры социопатов (Промокашка и Кирпич) и психопатов (Фокс и Горбатый) в советском кинематографе (из фильма «Место встречи изменить нельзя»).  

Лаборатория психотерапевтической лингвистики

В лаборатории психотерапевтической лингвистики продолжилось обсуждение интегрального определения предметной области протагонистической пары Леона Быкова и Евгении Тихомировой. Участников интересовали ее границы: например, относятся ли к предмету размышление и рассуждение психотерапевта и пациента о психотерапевтической сессии и процессе психотерапии, обсуждение с супервизором и высказывания последнего, мнения родственников пациента. Кроме того, участников лаборатории заинтересовало отсутствие в последнем определении диагностического аспекта, в ходе обсуждения докладчиками были высказаны идеи включения текущей диагностики как части психотерапевтического процесса (яркой была метафора Леона о взаимодействии в психотерапевтической диаде как о поединке, где противники постоянно оценивают, т.е. «диагностируют» друг друга) и  исключении предварительной диагностики (определения нозологической принадлежности, клинической группы) как части не психотерапевтической, а психолингвистики. Как и всегда, будем благодарны за ваше мнение, коллеги

Лаборатория методики и методологии обучения психотерапии «КРИСТАЛЛ»

Важнейшим событием минувшей недели стал проводимый лабораторией вот уже в восьмой раз семинар. Очередной семинар был посвящен концепции эмоционального интеллекта в приложении к последипломному образованию психотерапевтов (врачей и клинических психологов). На конференции выступили профессор кафедры социальной психологии СПБГУ Леонид Васильевич Куликов, Заслуженный врач республики Карелия Екатерина Николаевна Базарова, клинические психологи и преподаватели нашего Института Александр Александрович Климов и Ирина Викторовна Бубнова и, конечно же, проректор Ирина Сергеевна Королева и ректор Равиль Каисович Назыров. Материалы всех выступлений мы обязательно опубликуем в наших изданиях в ближайшее время. За докладами спикеров традиционно последовало разделение участников семинара на группы, в которых при участии компетентностных преподавателей прошло обсуждение идей по внедрению в Институте культурных мероприятий, специальных упражнений, аспектов среды и даже полноценных новых образовательных программ с использованием достижений телесно-ориентированной, гештальт-терапии, арт-терапии и др. для выработки у слушателей эмоционального интеллекта. Так что участников наших циклов ждет много полезных и интересных нововведений.