НОВЫЙ СТАНДАРТ КАЧЕСТВА КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ ЗДОРОВЫМ ЛЮДЯМ С ПРОБЛЕМАМИ!

 

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

 

Уже совсем скоро начинается чрезвычайно важный и интересный образовательный цикл для специалистов в области психотерапии и практической психологии «Применение личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии для решения психологических проблем и развития личностной успешности». Этот цикл призван не просто расширить возможности практикующего современного психолога и психотерапевта, его технический арсенал и методическое оснащение. Его цель — задать новый стандарт качества консультативной помощи при решении психологических проблем и реализации задач личностного совершенствования!

 
 

подробнее о программе

 
 

Как же сейчас обстоят дела в психологическом консультировании?

 

В настоящее время область психологического консультирования представлена значительным разнообразием подходов, моделей и технических приемов. При этом большинство предлагаемых моделей методологически противоречивы, в том числе и потому, что сам термин «психологическое консультирование» не имеет точных границ и трактуется по-разному.

Можно выделить несколько основных подходов, базирующихся на различных теоретических основаниях.

  • «Психотерапевтический взгляд» на психологическое консультирование представлен большим количеством публикаций и ярко проиллюстрирован Римасом Кочунасом в практическом руководстве «Основы психологического консультирования» (1999 г.). Специалисты, работающие в рамках этого подхода, фактически понимают психологическое консультирование как психотерапевтическую практику для здоровых и опираются на теории отдельных психотерапевтических методов в различном сочетании.
  • «Практический взгляд» также составляет значительную часть публикаций, посвященных психологическому консультированию, и подробно описан, например, в учебнике для студентов-психологов «Основы психологического консультирования» (Немов Р.С., 1999). Согласно этому подходу, психологическое консультирование составляет область практической психологии, реализуемую в виде «советов и рекомендаций» (!)…
  • «Отраслевой взгляд» на психологическое консультирование рассматривает его как область современной психологии, задачи которой заключаются в разработке теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются с различными проблемами. Такое понимание психологического консультирования представлено в методическом пособие Минуллиной А.Ф. и Солобутиной М.М. «Основы психологического консультирования» (2007 г.).

 

Несмотря на значительные различия в понимании места психологического консультирования в общей и прикладной психологии, теоретических основаниях, предметной области и конкретных рекомендациях, каждое руководство по психологическому консультированию включает принципы консультативной практики, представления о «правильном» и «неправильном» консультировании, отсылки к различным психотерапевтическим методам и описания собственно методик психологического консультирования вне теоретических парадигм психотерапии и клинической (медицинской) психологии.

Из руководства в руководство перекочёвывают сходные списки рекомендуемых «правильных» действий консультантов, в которых также обнаруживаются методические противоречия. Например, авторы некоторых руководств по психологическому консультированию ссылаются на работу Ролло Мэя «Искусство психологического консультирования» (1994 г.). При этом экзистенциальное содержание данной работы игнорируется, а в качестве модельных предлагается совместить следующие не вполне совместимые типы отношений к клиенту: «отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов» и «готовность и стремление консультанта … направить его (клиента) переживания в конструктивное русло».

Значительную сложность в развитии психологического консультирования составляет отсутствие точного понимания дефиниции «клиент», предметной области психологической практики и рекомендуемых методов реализации задач и целей психологического консультирования, а также неубедительные попытки решить проблемы психологического консультирования «практически психически здорового» человека (имеется ввиду при этом психологическое консультирование клиентов, обнаруживающих явные признаки невротического расстройства)…

 

Что предлагаем мы?

 

Мы предлагаем нашим слушателям альтернативу, позволяющую разрешить недостатки существующих моделей психологического консультирования применением для решения проблем здоровых людей и повышения личностной успешности системы личностно-ориентированной реконструктивной психотерапии!

Как же предлагается рассматривать область психологического консультирования с позиции личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, и что может дать специалисту участие в новом цикле повышения квалификации «Применение личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии для решения психологических проблем и развития личностной успешности»?

1. Область психологической помощи в рамках нового образовательного цикла фактически предлагается рассматривать как психотерапевтическую работу (неклиническую, немедицинскую психотерапию) консультативного (с точки зрения глубины вмешательства) уровня. Именно с таких позиций рассматривается сегодня психологическое консультирование в современной клинической психотерапии.

2. При таком подходе работа специалиста не ориентирована на «условную личность» клиента, а основывается на глубоко разработанной специально для психотерапии концепции личности как системы психологических отношений человека, обратившегося за помощью. Специалист строит свою помощь, базируясь на четком методологическом и методическом фундаменте — личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, имеющей значительный интегративный потенциал. При этом отсутствует необходимость заниматься «психотерапевтической эклектикой», перескакивая для реализации различных задач консультативной практики от одной теоретической концепции к другой.

3. Предлагаемый подход очень точно определяет предметную область психологической помощи: в рамках этого подхода клиент рассматривается как человек без клинических признаков невротического или другого пограничного расстройства. ЛОРП изначально разрабатывалась на точной, научно-обоснованной модели невротического расстройства, которая четко отграничивала его, с одной стороны, от иных психических и психосоматических нарушений, а с другой — от личности здорового человека. Именно поэтому участники цикла смогут выделить и научатся использовать для «здорового человека» соответствующие диагностические критерии. Такое понимание позволяет говорить о здоровом человеке не условно, как в других системах психологического консультирования и психологической помощи, а основываясь на точных критериях (находимых путем «негативной диагностики» невротического расстройства), а следовательно, занимать в работе уверенную и четкую профессиональную позицию.

4. В предлагаемой системе точно определено понятие «психологическая проблема здорового человека». Психологическая проблема рассматривается как «не невроз», «недоневроз» или «не клинический невроз», что позволяет создать психогенетическую классификацию психологических проблем. С позиции теории отношений В.Н. Мясищева и Б.Д. Карвасарского «психологическая проблема» точно определяется по типу интер- и интрапсихических механизмов ее возникновения и развития, специфики четырех типов механизмов психологической адаптации (в том числе копинг-механизмов и психологических защит), а также других психологических механизмов, принимающих участие в ее возникновении и развитии.

5. Психологическая помощь в предлагаемом подходе носит системный и целостный характер, потому что при использовании системы ЛОРП-консультирования точно базируется на психогенетических механизмах психологических проблем и имеет высокую степень научного обоснования.

6. В качестве отдельной практики выделяется психологическая помощь, направленная на развитие личностной успешности как качества здоровья и качества жизни. Эта область также имеет высокую степень научного обоснования и включает «внутреннюю картину здоровья», которая может быть точно определена, в том числе с точки зрения складывающейся психотерапевтической лингвистики и современного понимания инструментализации сознания здорового человека.

7. Отдельный раздел цикла составляет (соответственно ракурсу реальной психологической практики) психологическая помощь пациентам в устойчивых невротических состояниях. «Устойчивые», или «желательные», невротические состояния образуют тип обращений, который вызывает значительные трудности у специалистов, поскольку не позволяет им занимать точную и конгруэнтную позицию. Учитывая, что ЛОРП изначально создавалась для лечения невротических расстройств, она с момента зарождения включала модель неклинической помощи этой категории пациентов в случае их несогласия с клинической дефиницией случая.

 
 

подробнее о программе

 
 

Часто задаваемые вопросы

 

Ниже приведены ответы на часто задаваемые вопросы, возникающие у наших коллег и слушателей при обсуждении данной темы.

Вопрос 1. Чем этот курс принципиально отличается от курса «Основные техники личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии?»

Ответ. Слушатели, которые пройдут обучение на новом цикле, получат компетенции для работы со здоровыми людьми с целью решения психологических проблем и повышения личностной успешности. Техники для работы со здоровыми людьми не идентичны техникам для работы с пациентами с патологией, рассмотренным в упомянутой дистанционной программе.

Вопрос 2. Нужно ли специалисту озвучивать клиенту, в каком методе он работает? Или метод не имеет значения? (Вопрос связан с тем, что когда дотошные клиенты слышат про ЛОРП и неврозы, они обращаются к МКБ-10, где такой категории не находят.)

Ответ. Это действительно возможно, если специалист использует устаревшее понятие «невроз» вместо термина «невротическое расстройство». Новая программа обучения позволит, планируя психологическое консультирование, ответить на все вопросы дотошного клиента, а также снабдить его созданными на ее основе психообразовательными статьями.

Вопрос 3. Предусмотрены ли практические занятия в дистанционном формате и модельные сессии с клиентом?

Ответ. В настоящее время мы нашли решение этой проблемы, поэтому наш новый цикл будет включать дистанционные практикумы.

Вопрос 4. Есть ли в ЛОРП свои техники и процедуры, наподобие специфических техник КПТ, гештальт-терапии?

Ответ. В ЛОРП есть свои техники и процедуры. По своей специфике они ближе к техникам современной краткосрочной динамической психотерапии, но есть и более оформленные, сходные с техниками гештальт-психотерапии, групповой психотерапии и др.

Вопрос 5. Будет ли на курсе информирование, как и когда психотерапевту, консультанту проявлять собственные подлинные чувства? Или с таким запросом только в личную терапию?

Ответ. Курс предполагает несколько обращений к чувственной стороне психотерапии, в том числе к использованию собственных чувств психотерапевта как технического инструмента.

Вопрос 6. Можно ли про нелюбимую работу сказать «ёжики на снегу»? (Имеется ввиду известная дилемма, предложенная в когнитивно-аналитической психотерапии, когда совершают циклы ухода, и тогда «холодно», и возвращения, но тогда «колко».)

Ответ. В ЛОРП в качестве одного из типов проблемного поведения выделяются психологические дилеммы Представить противоречивое поведение человека, когда наблюдаются циклы последовательных действий по типу «отдаление — приближение», в форме дилеммы «ёжики на снегу» можно в любой области личностного функционирования, в том числе в области профессиональной деятельности. Если мы можем наблюдать периодические попытки уйти с неинтересной, но, например, хорошо оплачиваемой работы и возвращение обратно.

Вопрос 7. Как разрешают проблему в форме дилеммы «ёжики на снегу» в практике ЛОРП? Что делать, если человек понимает противоречия, лежащие в основе дилеммы?

Ответ. Дилемма типа «ёжики на снегу» прорабатывается в ЛОРП следующим образом:

  • осознание интра- и интерпсихических механизмов дилеммы (одного понимания наличия дилеммы для ее решения недостаточно, нужно осознание причин);
  • оценка чувственных индикаторов конкретных противоречий («иголок» и «стужи»);
  • оптимизация реального поведения по определению оптимальной дистанции с объектом дилеммы, коррекция конкретных проявлений в чувственно значимых отношениях (обломать «иголки» и уменьшить «стужу»);
  • эмоциональная поддержка новой модели поведения.

 

Вопрос 8. Есть ли особенности эмоционально-корригирующего опыта при работе со здоровыми людьми? Или схема одна и та же?

Ответ. При работе со здоровыми (в сравнении с работой с пациентами, страдающими невротическим расстройством) есть как сходства, так и различия в структуре и в конкретной практической реализации техник, в частности в активной репетиции копингов эмоционального типа. Например, техники эмоционально-корригирующего опыта при работе со здоровыми предполагают более дифференцированный характер проявления и сдерживания эмоций.

 
 

Принять участие

 
 

Оформить заявку на обучение и задать любые интересующие Вас вопросы можно, позвонив нам по номеру:

+7 812 467-47-90 или написав по адресу client@ipmp-spb.ru

 

Санкт-Петербургский Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от «13» мая 2014 года № 0988, выданной комитетом по образованию Правительства г. Санкт-Петербурга.

Все Программы разработаны и утверждены на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2013 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.06.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».