ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ»
Дорогие коллеги!
Приглашаем психологов и студентов старших курсов психологических факультетов пройти программу профессиональной переподготовки и получить новую специальность – клинический (медицинский) психолог!
По окончании обучения выпускники получают Диплом о профессиональной переподготовке с зачетом часов программы по специальности «Клиническая (медицинская) психология» с присуждением квалификации «Клинический (медицинский) психолог».
Виды программ переподготовки:
Специализации Института:
Успешно пройдя аттестацию по программе переподготовки 1512 ак. часов и более, Вы получаете специализацию по выбранному Вами направлению. Специализация – это совершенствование своего профессионального мастерства в избранной области клинико-психологической практики.
С 2019 года наш Институт предлагает следующие виды специализаций:
ВНИМАНИЕ! Если Вы не любите читать длинные тексты с описанием программ – обратитесь по указанным контактам и наши специалисты ответят на все Ваши вопросы!
Телефон: +7 (812) 467-47-90
E-mail: client@ipmp-spb.ru
ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
В условиях отечественного здравоохранения, развитие клинической (изначально она имела название «медицинская») психологии строилось с учетом современных научных достижений, основополагающих нормативно-методических документов по организации психотерапевтической и медико-психологической помощи, а также реализации медико-психологической помощи в стационарных, внебольничных и амбулаторных условиях медицинских учреждений различных форм собственности и ведомственной принадлежности.
Последний этап развития психологии в медицине, отличается переходом от «медицинской психологии» к «клинической» в том числе за счет тенденции к интеграции основных ее достижений с методологической переработкой существующих идей и практических достижений вокруг естественного центра психологического понимания человека – концепций личности, а также выделения трех основных видов деятельности психолога в здравоохранении:
1. клинико-психологическую диагностику, включая экспертизу;
2. клинико-психологическую интервенцию, включая «участие в психотерапии»;
3. клинико-психологическое обеспечение (сопровождение) лечебно-диагностического процесса в целом.
Обучение по специальности «Клиническая (медицинская) психология» в нашем Институте имеет давнюю историю и традиции и связано с именем нашего Учителя, выдающегося психотерапевта и медицинского современности, главы Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии, доктора медицинских наук, профессора, заслуженного деятеля науки России Бориса Дмитриевича Карвасарского.
Система обучения создавалась в течение двадцати лет и была существенным образом переработана с учетом современной нормативно-методической базы клинической и медицинской психологии большой командой специалистов (Ирина Сергеевна Королева, Александр Александрович Климов, Елена Владимировна Шляхетко, Валерий Яковлевич Сазонов, Ирина Сергеевна Лысенко, к.п.н.) под руководством Ректора нашего института, соавтора классического учебника «Клиническая психология», под. редакцией доктора медицинских наук, Равиля Каисовича Назырова. В создании дидактической системы принимал участие наш Учитель, выдающейся психотерапевт и медицинский психолог, заслуженный деятель науки России, главы Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии, доктор медицинских наук, профессор Борис Дмитриевич Карвасарский.
Программа основывается на передовой системе обучения специалистов в области психотерапии – «Интегрирующая дидактическая среда». Дидактическая система обучения специально создана в нашем Институте для обучения специалистов в области психотерапии и медицинской психологии и является следующим шагом развития системы последипломного обучения специалистов.
Предшествующая модель обучении специалистов в области психотерапии также была разработана ректором нашего Института, в бытность его руководства учебными проектами других учреждений. Основные характеристики новой системы подготовки специалистов были не только научно обоснованы, но и защищены в научном сообществе – система подготовки психотерапевтов – это отдельная глава докторской диссертации нашего Ректора нашего Института Р.К. Назырова, на тему «Научный анализ психотерапии в России и теоретико-методологическое обоснование ее дальнейшего развития» (вот ссылка на диссертацию нашего Ректора http://bekhterev.ru/content/530/arf_naz.pdf …).
Сегодня мы считаем нашу программу переподготовки по специальности «Клиническая (медицинская) психология» – лучшей программой переподготовки в нашей стране! Программа создавалась на основе анализа опыта двадцатилетнего обучения клинических психологов и прошла апробацию в Санкт-Петербурге и регионах Российской Федерации и за рубежом.
Особенностью подготовки клинических психологов в Институте психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского является формирование необходимых и достаточных личностных и профессиональных компетенций для реализации эффективных программ клинико-психологической интеревенции, медико-психологической помощи и индивидуальных программ клинической психотерапии для работы с пациентами страдающими расстройствами различных клинических групп в условиях полипрофессиональной бригады специалистов, осуществляющих лечение и реабилитацию пациентов в стационарных, внебольничных и амбулаторных условиях, в государственных и частных медицинских учреждениях.
Обучение на циклах Института психотерапии тщательно встроено и по форме, и по содержанию. Программа ПП «Клиническая (медицинская) психология» разработана и утверждена на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2013 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.06.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», Унифицированной программой профессиональной переподготовки по специальности «Клиническая (медицинская) психология».
Научно-обоснованная система переподготовки специалистов в области психотерапии – только в нашем Институте!
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «КЛИНИЧЕСКАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) ПСИХОЛОГИЯ».
Общие принципы и ориентиры.
В системе подготовки клинических (медицинских) психологов Института основное внимание уделяется подготовке специалистов в трех основных областях психологической деятельности здравоохранении:
Эти три раздела основываются на изучении фундаментальных дисциплин, входящих в образовательный стандарт по специальности «Клинический психолог» и квалификационной характеристике по должности «медицинский психолог» в учреждениях здравоохранения, с учетом требований аналогичных должностей психологов в учреждениях образования, социальной защиты, министерства чрезвычайных ситуаций и психологии спорта.
Все обучение специалистов имеет практическую ориентацию, а теоретическая подготовка имеет прикладное значение для повышения эффективности профессиональной деятельности специалиста в области здравоохранения и других областях социальной практики.
Характеристика и перечень компетенций, подлежащих совершенствованию и характеристика, и перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы:
Характеристика и перечень основных компетенций, подлежащих совершенствованию в результате освоения программы:
Характеристика и перечень новых основных компетенций, формирующихся в результате освоения программы:
Характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации:
Слушатель, успешно завершивший обучение, способен успешно реализовывать цели и задачи, утвержденные в квалификационной характеристике по должности «Медицинский психолог» лечебно-профилактического учреждения здравоохранения или психологической должности учреждения здравоохранения, социальной зашиты, физкультуры и спорта, армии и спецслужб, а также учреждений МЧС и на основании своей подготовки способен осуществить:
Основные характеристики программы обучения:
В Программе используются 5 основных компонентов обучения:
За время обучения, обучающиеся имеют возможность получить опыт участия и проведения шести видов психотерапевтических групп и тренингов:
За время обучения, обучающиеся имеют возможность освоить особенности психодиагностики, психопрофилактики и клинико-психологической интервенции (включая участие в психотерапии) пациентов 11-ти клинических групп заболеваний:
Основное содержание программы:
Раздел 1. «Клинико-психологическая диагностика».
Компетенция в современной клинико-психологической диагностике – одна из трех важнейших для клинического психолога компетенций (наряду с интервенцией и организацией клинико-психологической помощи), которая отличает данного специалиста от любого другого психолога. Именно клинико-психологическая диагностика позволяет психологу помогать врачу-психиатру установить диагноз, объяснить причины возникших нарушений, понять факторы, лежащие в резистентности пациента к психотерапии, определить психологические мишени, воздействие на которые приведет к улучшению психологической адаптации и выздоровлению пациента!
Важность этой компетенций трудно переоценить: несмотря на то, что специалист может утверждать, что он работает «только со здоровыми людьми», поскольку находится в системе частной практики, образования или бизнеса, наши пациенты с психическими расстройствами эти утверждения упорно игнорируют и встречаются практически повсеместно!
Вовремя не обнаруженный пациент с психическим расстройством в кабинете психолога приводит к бесплодной, а то и вредоносной (для обеих сторон) психологической работе, в системах образования, бизнеса, подбора персонала, психическое расстройство, без должного учета его особенностей, может быть фактором нарушения учебной и трудовой дисциплины.
Для наилучшего результата специалисту важно:
Учитывать нозологическую принадлежность, клинические особенности пациента, поскольку даже если клинический психолог ведет прием в частном кабинете и полагает, что консультирует здоровых людей, он никак не застрахован от обращения пациента с диагнозом, о котором даже сам пациент не осведомлен. Нозологическая принадлежность в большинстве случаев определяет содержательные элементы программы психологической и психотерапевтической помощи и служит основным критерием понимания показаний и противопоказаний выбора того или иного метода. Недоучет нозологической принадлежности пациента может привести не только к нулевому результату, но и причинить вред, например, неоправданная психотерапевтическая конфронтация пациента с личностным расстройством может привести к декомпенсации и еще большей социальной дезадаптации;
Определять границы своей компетентности и своевременно привлекать к участию в помощи пациенту специалистов смежных профессий (врач-интернист, врач-психиатр, врач-психотерапевт, врач психиатр-нарколог, социальный специалист) или даже осуществлять координацию помощи пациенту, а также организовывать работу полипрофессиональной бригады. Работа «за границами» своей компетенции приводит к тому, что пациент, «удерживаясь» у клинического психолога не получает своевременной помощи других специалистов, что, особенно в случае психических расстройств с высокой прогредиентностью может привести к значительному урону для здоровья пациента, в том числе могут спровоцировать суицидальный риск.
В этом разделе программы:
Раздел 2. «Клинико-психологическая интервенция и клиническая психотерапия».
Говоря о современной психотерапии и клинико-психологической интервенции, большинство специалистов привыкли размышлять категориями методов – часто какого-то одного, избранного (гештальт, нлп, и пр.), которым специалист владеет. Через призму этого метода рассматривается пациент и его терапия, требования к себе как к специалисту, количество и продолжительность встреч…
Между тем, хорошо разработанная теория клинико-психологической интервенции и общая психотерапия существует и включает в себя важнейшие знания (если хотите «тайна психотерапии»), позволяющие не только свободно ориентироваться в многообразии представленных на образовательном рынке методов и методик, но и формировать, совместно с врачом-психотерапевтом индивидуальную психотерапевтическую программу, на основе результатов функционально диагностики, научно-обоснованной психотерапевтической гипотезы и уточненных психотерапевтических мишеней.
Обучение в данном разделе направлено в том числе на актуализацию и практическое освоение медицинской модели психотерапии и ее научного содержания – клинической психотерапии. Освоение современных подходов клинической психотерапии делает возможным применение клинико-психологической интервенции и психотерапии в условиях современных медицинских учреждениях, проводящих лечение психических расстройств в амбулаторных, стационарных и полустационарных условиях.
В этом разделе рассматриваются следующие вопросы:
Раздел 3. «Клинико-психологическое обеспечение лечебно-диагностического процесса».
В рамках данного раздела осваивается все многообразие возможностей клинического психолога в организации на примере медицинского учреждения, правовые аспекты работы клинического психолога, представления об организационной психологии и организации клинико-психологической помощи, правовых аспектах различных форм психологической деятельности (в том числе, мы расскажем, как открыть свой кабинет!!!).
Клинико-психологическое обеспечение лечебно-диагностического процесса – это технологии и техники подготовки пациента к лечению, комплайенс-терапии, преодоления негативизма и установочных форм поведения, технологии работы с мотивацией пациента и коррекцией его внутренней картины болезни, а также работа с родственниками и семьей пациента.
Клинико-психологическое сопровождение сотрудников – это подходы к клинико-психологической диагностике и профилактике, логика формирования корпоративной культуры и технологии командообразующих мероприятий, а также техники профилактики эмоционального сгорания.
Аналогов нет ни в одной программе переподготовки по клинической (медицинской) психологии и в нашей стране. Содержание этого цикла стало возможным в результате скрупулезного анализа двадцатилетнего опыта работы Федерального научно-методического центра по медицинской психологии, обучения медицинских психологов и внедрения в практику работы медицинских учреждений технологий организации медико-психологической помощи, в том числе создания лабораторий медицинской психологии психиатрических, наркологических и психотерапевтических клиник, а также создания стандарта по программ по клинической психологией (часть этого материала вошла в учебник для факультетов клинической психологии «Клиническая психология» под. ред. Б.Д. Карвасарского).
В этом разделе рассматриваются следующие вопросы:
Обучения основных разделов программы основывается на теоретическом и практическом освоении фундаментальных и базовых дисциплин, предусмотренных стандартом по специальности «Клиническая психология»:
Введение в клиническую и медицинскую психологию.
Предмет и структура клинической психологии; история клинической и медицинской психологии; клиническая психология как область профессиональной деятельности, направленной на повышение психических ресурсов человека и его адаптационных возможностей, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, преодоление недугов и психологическую реабилитацию; теоретические основы клинической психологии; характеристика основных разделов клинической психологии; типология изменений (нарушений) психических процессов, свойств и состояний при разных видах аномалий и нарушений, практические задачи и функции: диагностика, воздействие, профилактика, реабилитация, экспертиза, восстановление нарушенных ВПФ; сферы приложения деятельности клинических психологов (здравоохранение, народное образование, социальная помощь населению и др.).
Дисциплины, входящие в базовую структуру подготовки по специальности «Клиническая психология»
1. Нейропсихология
2. Патопсихология
3. Основы психосоматики
4. Психология аномального развития
5. Психологическая интервенция
6. Базовые теории и методы психотерапии
7. Психология реабилитации и восстановления ВПФ
8. Нейропсихология общая
9. Нейропсихология детского возраста
10. Психология телесности
11. Методологические проблемы клинической психологии
12. Личностные расстройства
13. Психология отклоняющего поведения
14. Профилактика наркоманий и алкоголизма
15. Клиническая психология в экспертной практике
16. Неврология
17. Психиатрия
18. Клиника внутренних болезней
19. Психофармакотерапия
20. Учение о невротических расстройствах (неврозах)
21. Основы клинико-психологической диагностики
22. Общая психология
23. Экспериментальная психология,
24. Психогенетика
25. Психология личности,
26. Основы психодиагностики
27. Методологические основы психологии
28. Математические методы в психологии
29. Психология развития и возрастная психология
30. Педагогическая психология
31. Социальная психология
32. Психология труда
33. Специальная психология
34. Психофизиология
35. Методика преподавания психологии
36. Правовые и профессионально-этические нормы деятельности
Пройдя обучение по программе Вы сможете:
На программы переподготовки по специальности «Клиническая (медицинская) психология», могут быть зачислены психологи и студенты старших курсов психологических факультетов. Вступительные испытания не предполагаются.
По окончании обучения, в случае успешного прохождения итоговых испытаний, защиты выпускной квалификационной работы и успешной сдачи выпускных экзаменов по специальности «Клиническая (медицинская) психология», психологи получают Диплом о профессиональной переподготовке с зачетом часов программы и присуждением квалификации «Клинический (медицинский) психолог».
Специалист может включиться в программу переподготовки двумя основными способами:
По индивидуальному заявлению могут быть перезачтены часы обучения в рамках одной из выбранных программ профессиональной переподготовки по специальности «Клиническая (медицинская) психология» прослушаны (изучены) в других образовательных учреждениях (учебных центрах), осуществляющих обучение по психотерапии.
Структура программ переподготовки
Стоимость программ:
5. КТО ПРЕПОДАЕТ В ИНСТИТУТЕ?
Общее руководство программой обучения осуществляется Ректором Института, Равилем Каисовичем Назыровым, соавтором 12-ти классических руководств по психотерапии и клинической психологии, доктора медицинских наук по специальности «Медицинская психология».
Курацию программы и непосредственное руководство практикой обучения будущих клинических (медицинских) психологов осуществляет куратор направления «Клиническая (медицинская) психология» известный клинический (медицинский) психолог Ириной Викторовной Бубнова.
Все циклы программы профессиональной переподготовки проводятся высококвалифицированными преподавателями, которые специализируются в отдельных областях психотерапии. Институт имеет возможность приглашать специалистов не только из Санкт-Петербурга, но и из других городов нашей страны, стремясь привлечь к преподаванию выдающихся специалистов, внесших вклад в развитие отдельных областей психотерапии.
Все преподаватели не только постоянно повышают собственную квалификацию в ведущих отечественных и зарубежных программах, но и являются специалистами, ведущими устойчивую профессиональную практику в условиях государственных и негосударственных психотерапевтических учреждениях, способными помочь в овладении практическими навыками в стационарных, амбулаторных, внебольничных условиях государственной, муниципальной и негосударственных психотерапевтических учреждениях.
6. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ.
В институте реализуется специально-созданная дидактическая система обучения психотерапии, которая называется «Интегрирующая дидактическая среда». В связи с этим, обучающиеся специалисты участвуют в двух «линейках» образовательных мероприятий: «содержательной» и «компетентностной».
В связи с этим, занятия как правило проводят два специалиста – содержательный преподаватель и компетентностный преподаватель (тьютор) или специалисты, владеющие дидактической методикой.
В период обучения специалисты, включаются в малые группы профессиональной (развивающей) среды, которые могут создавать профессиональные развивающие проекты. В этих группах создаются условия для развития и моделирования работы отделений профессиональных сообществ, ориентированных на реализацию актуальных проектов регионального и межрегионального профессионального сотрудничества.
В нашей практике неоднократно был опыт трансформации рабочих образовательных групп в отделения и представительства сообщества профессиональных организаций, связанных с Институтом!
7. КОНТАКТЫ.
Оформить заявку на обучение, получить информацию по образовательным программам, получить договоры на обучение, а также задать интересующие Вас вопросы о программах, стоимости и сроках обучения можно по тел.: +7 (812) 467-47-90 (отдел по работе с клиентами).
Отдел по работе с клиентами:
+7 (812) 467-47-90
Центр образования:
+7 (962) 688-22-09 (Ирина Лысенко) rectorat@ipmp-spb.ru
+7 (911) 006-79-60, (Александр Климов) rectorat@ipmp-spb.ru
Техническая поддержка:
(Михаил Симонов) it@ipmp-spb.ru
Санкт-Петербургский Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского, осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от «13» мая 2014 года № 0988, выданной комитетом по образованию Правительства г. Санкт-Петербурга
Все Программы разработаны и утверждены на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2013 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.06.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».