Название цикла: Теоретические основы SFBT. Модель первичной краткосрочной позитивной консультации

Объем цикла: 36 уч. часа

Сроки проведения: 07 февраля - 07 марта 2022 года

Стоимость:

при оплате в день начала обучения – 12 650 руб. (возможна рассрочка на 4 месяца и индивидуальные скидки)
при оплате не позднее, чем за 1 неделю (7 дней) до начала обучения – 11 770 руб. (скидка 7%)
при оплате не позднее, чем за 4 недель (28 дня) до начала обучения – 10 890 руб. (скидка 14%)
при оплате не позднее, чем за 8 недель (56 дней) до начала обучения – 9 900 руб. (скидка 21%)
при оплате не позднее, чем за 12 недель (84 дня) до начала обучения – 9 020 руб. (скидка 28%)

 

Документ об образовании: по окончании обучения все слушатели получают удостоверение о повышении квалификации, изготовленное в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 

 

 

 

 

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

 

Приглашаем врачей, психологов и студентов старших курсов принять участие в программе «Теоретические основы SFBT. Модель первичной краткосрочной позитивной консультации»! Данный цикл является 1 модулем образовательной программы «Краткосрочная позитивная психотерапия (решение-фокусированный подход – SFBT – скандинавская модель)».

 
 

Принять участие

 
 

О программе

 

Данный образовательный цикл нацелен на изучение основ метода краткосрочной позитивной, или сфокусированной на решении, психотерапии (SFBT — от англ. Solution Focused Brief Therapy) и повышение эффективности работы консультанта за счет:

  • формирования профессиональных установок;
  • принятия клиента в качестве равного партнера по беседе в интересах разрешения его актуальных затруднений через обретение иных объясняющих моделей, дающих выход на решение проблем, а также выстраивания перспектив и установление связей с ресурсами;
  • развития навыков активного влияния на формирование поддерживающих взаимоотношений в ходе продуктивного взаимодействия в поле схемы SFBT;
  • опоры на технические приемы метода для выработки готовности опробовать найденное решение.

В рамках базового курса предусмотрены:

  • презентации консультаций с обсуждением;
  • подробный разбор представляемого материала;
  • тренинг и тьюторство;
  • практика и самостоятельная работа с литературой;

 

Данный образовательный курс включает шесть взаимосвязанных блоков.

  1. Профессиональные базовые установки.
  2. Позиция специалиста по отношению к клиенту.
  3. Навыки целенаправленного выстраивания и поддержания сотрудничества для поиска решения и построения перспектив клиента, установления доступа к его ресурсам в интересах творческого разрешения его актуальных проблем.

Навыки вырабатываются благодаря целенаправленным тренировкам. В ходе обучения будет сформировано несколько тьюторских подгрупп по 3–4 человека для отработки и шлифовки навыков. На общей группе будет подробно разобрана схема взаимодействия в SFBT с последующим выбором несколько техник для работы в каждом блоке схемы, ознакомления с ними на практике, их освоения, осмысления, дальнейших проб и закрепления со своими клиентами (с полной реализацией уже за рамками курса в самостоятельной практике).

  1. Технические приемы (изучение и пробы на тренинге).

Каждая отдельная техника будет подробно рассмотрена на общем занятии группы, а затем отработана и отшлифована в тьюторских занятиях в контексте философии метода.

  1. Самостоятельная работа, подразумевающая изучение литературы, пробы элементов метода и его интеграцию в свою практику с клиентами.

Расписание:

 

Тема

Форма.

Продолжительность, мин.

Дата. Время.

1

Знакомство. Формирование настроя на работу в модуле.

Оргвопросы.

Вводный вебинар. 90’

07.02.

17:30-19:00

 

РАЗДЕЛ 1:

2

Общий настрой на работу по формированию представлений о КППт, на пробы техник из соответствующих его положений. (аналогия со скорняком) Чего мы хотим Клиенту?

Видео. 30’

08.02.

 

 

3

Предмет КППт. Психотерапевт в КППт.

Позиции Кл. (проблема, человек с пр., с ресурсами, часть большего, равные).  Клиент – визитёр, проситель, автор своей жизни.  Мотивация к изменениям. Осознанность, как цель, как инструмент.

Лекция 1 для самостоятельного изучения. 30'

 

4

Ключевые идеи КППт. Идея о постоянстве перемен.

О ценности другого взгляда и обмене ими.

О направленности в будущее в позитивном ключе.

Активность против пассивности.

Общие положения метода.

Лекция 2 для самостоятельного изучения. 30’

 

5

Общие положения метода.

Психотерапевтическое изменение – его содержание, мишени, масштаб и опасности (идея пробы).

Творческий подход, как принцип КППт.

Лекция 3 для самостоятельного изучения. 30’

 

09.02.

6

Установление взаимоотношений в ходе исследования проблемной ситуации и определения целей работы.

Техника хороших наименований.  Поиск исключений.

Формулирование задания для сам.раб.

Лекция 4 для самостоятельного изучения. 30’

 

7

Знакомство с личными историями, отработка техники хороших наименований,  ревизия опыта решения проблемы, договорённость о сотрудничестве.

По 23’–исследование, 7’–ОС, обсуждение. 3 смены ролей.

Самостоятельная работа. 150’

10.02.

8

Обмен впечатлениями и разбор вопросов по итогам сам.р.

Контракт.

Предмет сотрудничества. Уточнения запроса. Распределение ролей и ответственности сторон. Условия сотрудничества (время – продолжительность работы, частота встреч; гонорар; домашние задания; вопросы переноса встреч; супервизия).

1 Вебинар. 90’

12.02.

10:30-12:00

 

РАЗДЕЛ 2:

9

Установка по работе с клиентом на организацию творческого поиска решения предъявленной проблемы в позитивном ключе с опорой на ресурсы и потенциалы – стремление стать лучше, осмысленнее, достойнее.

(Речь Франкла 72г. Максима психотерапии) Гёте: «Если мы рассматриваем человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже, чем он есть. Рассматривая его таким, каким он должен быть, мы лишаем его возможности стать таким, каким он мог бы стать». Пигмалион.

От экстернальности к интернальности.

Техники, как средство решения задач.

Видео 30’

13.02.

10

Блок-схема сессии.

Логика работы с клиентом от его актуального состояния к желаемому, через понимание препятствий.

Целеполагание с опорой на новые объясняющие идеи и ресурсы, включая задействование социальной сети клиента.

Лекция 5 для самостоятельного изучения. 30’

14.02.

11

Работа с объяснениями клиента.

Настойчивость консультанта, как фактор движения в работе.

Лекция 6 для самостоятельного изучения. 30’

15.02.

 

12

Техника «Чудесного вопроса».

Лекция 7 для самостоятельного изучения. 30’

13

Техника жизненного опыта.

Формулирование задания для сам.раб.

Лекция 8 для самостоятельного изучения. 30’

16.02.

 

14

Развитие знакомства. От прежних объяснений к альтернативам. Работа над целью. Привлечение ресурсов, в том числе из соц.сети. Усиление азарта через заинтересованность в обретении желаемого. Поддержка.

Формулирование задания для сам.раб.

Самостоятельная работа. 150’

17.02.

15

Обмен впечатлениями и разбор вопросов по итогам сам.р.

2 Вебинар. 90’

19.02.

10:30-12:00

 

РАЗДЕЛ 3:

16

Он-офф-лайн. Сходства и отличия в очной и дистанционной работе с клиентом в рамках контракта в видео режиме.

Видео. 30’

20.02.

17

Укрепление надежды. Шкалирование.

Лекция 9 для самостоятельного изучения. 30’

21.02.

 

18

Организация поддержки изменений через опору на ближайшее окружение клиента. Техника благодарения.

Лекция 10 для самостоятельного изучения. 30’

22.02.

 

19

Использование шкал обратной связи и вопросов.

Техника «Проблема, как учитель».

Лекция 11 для самостоятельного изучения. 30’

23.02.

 

 

20

Выбор и разработка домашних заданий для клиентов.

Формулирование задания для сам.раб.

Лекция 12 для самостоятельного изучения. 30’

21

Завершение работы. Оценка ресурсов и укрепление надежды.

Самостоятельная работа. 150’

24.02.

22

Обмен впечатлениями и разбор вопросов по итогам сам.р.

3 Вебинар. 90’

26.02.

10:30-12:00

 

 

23

Обмен впечатлениями и разбор выполнения заданий.

4 Вебинар. 90’

 

02.03.

17:30-19:00

24

Демо-консультация и разбор.

Шеринг.

Практикум. 180'

05.03.

10:30-13:30

25

Подведение итогов, оценка модуля. Рефлексия и прогнозирование использования опыта в практике.  Напутствие.

Завершающий вебинар. 90’

07.03.

17:30-19:00

 

 

ИТОГО

1620 минут, 36 ак.ч.

В результате освоения программы вы:

 

— сформируете представление о краткосрочной позитивной психотерапии (SFBT/КППт/РФПт/ОРКТ) в целом, ее философии и практике, возможностях и преимуществах, позволяющих рекомендовать метод для применения в широком ряде случаев;

— получите ясную картину психологической сессии, которая даст вам понимание, свободу и уверенность в установлении контакта в ходе работы и обеспечит лёгкое продвижение в творческом поиске и выработке решения применительно к конкретной ситуации клиента;

— будете обладать целостной структурой и пониманием логики движения при различных обращениях (пациент, клиент, посетитель/визитер), что обеспечит возможность эффективной работы с людьми с различной степенью мотивации с постепенным подведением их к принятию собственного сознательного решения о глубине вмешательства в соответствии с мерой личной заинтересованности;

— наработаете и усовершенствуете свои навыки решение-фокусированного консультирования (анализ трудных ситуаций в консультировании в ходе обучения позволит вам обрести уверенность и эффективность в практике);

— получите ясные ориентиры для интеграции и творческого использования технических приемов краткосрочной позитивной психотерапии и других психотерапевтических методов, что поможет вам развивать свою практику, поднимая ее на новый уровень.

 

Автор и ведущий программы, Ю.А. Ионов, о методе

 

«Краткосрочная позитивная психотерапия и психологическое консультирование (SFBT, КППт/Р-ФПт/ОРКТ) составляют хорошую альтернативу поведенческой, когнитивной терапии, а также глубинной, аналитической, психотерапии. Как говорит мой учитель, А.М. Ялов, решая вопрос о начале работы в психологической практике, многие выбирают экономичный подход — попробовать то, что проще и легче, и только если обойтись этим не удается, заняться чем-то более сложным и требующим уже серьезных затрат и времени, и усилий, и денежных средств.

 

В этой связи SFBT вполне отвечает ожиданиям клиентов сразу же заполучить в свои руки добротный инструмент для разрешения проблемы и изменения своей жизни, причем «дешево и сердито», не ценой многолетней работы, а обойдясь лишь 1–10 сессиями. И когда человек, располагая этим оптимальным средством, разрешает актуальные проблемы личного, семейного и даже более широкого социального характера, он обнаруживает в себе более глубокий интерес к своей личности, к личностному развитию. И в этот момент данный метод становится своеобразным мостиком к продолжительному путешествию на пути познания и совершенствования себя уже и другими средствами.

 

Однако нельзя сказать, что метод SFBT, апеллируя к поиску новых действий, так уж прост, что изменение затрагивает лишь новые формы поведения. Это, конечно же, не так! Изменение посредством беседы о решении затрагивает в определенной мере и понимание себя, и отношение как к ситуации, так и к себе, и проявления себя в мире. В связи с этим SFBT относят к личностно-ориентированным методам работы в лучших традициях гуманистического направления.

 

Использование SFBT актуально при наличии проблем, требующих быстрого разрешения, когда человек в силу условий органичен во времени (командировка, санаторий, пансионат, больница, стационар, реабилитационный центр). Если же говорить о критических ситуациях, острых кризисных и суицидоопасных состояниях, требующих незамедлительных шагов по их урегулированию, когда времени — всего один разговор (что нередко бывает при работе в службах экстренного реагирования), этот метод просто незаменим!

 

Поскольку метод разговорный (одно из его названий — «беседа о решении»), он может быть успешно применен как очно, так и в условиях дистанционной работы, причем в самых разных ее формах — беседа по телефону, общение в видеорежиме, а также текстовая переписка (чат, обмен письмами). Это связано с самим фокусом метода — фокусом на творческом поиске разрешения актуальной проблемы клиента. При этом достаточно минимального обзора собеседниками друг друга, но требуется высокая вовлеченность в процесс поиска решения, в чем клиент и заинтересован прежде всего. Нет необходимости в тщательном наблюдении за клиентом, сличении сигналов разных каналов, обнаружении противоречий, как и в опросе, сборе анамнеза, постановке диагноза… Однако важно организовать и всячески поддерживать творческую атмосферу поиска решения, что и обеспечивает успешность SFBT за счет выхода из области точности и правильности, области «единственно возможного», в область вероятности и альтернатив в пространстве грядущего.

 

Р.К. Назыров, выделяя решение-фокусированную психотерапию из ряда других методов краткосрочной психотерапии, описывает ее не просто как одно из ярчайших явлений, представляющих новую волну в современной психотерапии. Он описывает ее как прорывной метод, работающий в таких трудных случаях, когда все другие методы дают сбой и не позволяют стронуть с места замерший процесс! Все это дает возможность рассматривать SFBT и как эффективное средство супервизии, чем я лично с удовольствием пользуюсь.

 

Вне зависимости от того, с чем обращается пациент (клиент), главная цель данного метода — способствование клиенту в формировании им альтернативного образа своего будущего. Этот образ может быть и не единственным, однако его появление подтверждает продуктивность работы. При этом в глазах клиента часто можно наблюдать огонек азарта, энергию в потирании рук, что сигнализирует нам о его заинтересованности, готовности опробовать и даже нетерпении начать осуществление какого-то плана достижения этой новой, найденной им реальности.

 

Таким образом, метод целостен в своем обращении к размышлениям, эмоциональным и поведенческим проявлениям клиента, хотя и делает это через апеллирование к целям, решимости опробовать найденный вариант и ресурсам на его реализацию. Генеральная задача — активизация ресурсов для решения психологических проблем и привлечение целого ряда саногенетических психологических механизмов, способствующих преодолению широкого круга социально-психологических проблем, а также пограничных психических расстройств.

 

Есть мнение, что возможности краткосрочной позитивной психотерапии недооценены профессиональным сообществом нашей страны. Этот метод прекрасно зарекомендовал себя не только в клинике невротических расстройств, но, что очень важно, он с успехом применяется в психологическом консультировании и педагогике. Он составляет яркую альтернативу современным когнитивистским и гуманистическим подходам и, наряду с ними, выступает третьим опорным методом для реализации различных программ психологического консультирования. При этом его позитивный ракурс чрезвычайно полезен для применения и в большой психиатрии, и в коррекционной педагогике, где нахождение ресурса при необратимых состояниях может выступить возможным вариантом и основой суппортивной психотерапии.

 

Особенностью работы в этом психотерапевтическом подходе является ориентация психотерапевтического воздействия на ресурсы человека. Внимание психотерапевта и клиента направлено на решение проблемы, а не на поиск ее причин и источников. Вместо психоаналитических вопросов «Почему это случилось?» и «Кому отвечать?» на первое место в работе психолога и психотерапевта выходит вопрос «Что можно сделать?». Это позволяет вовлекать в решение проблемы и социальное окружение клиента (семью, друзей, других специалистов — учителей, врачей и т.д.), что упускается в ряде многих других методов психологической работы, направленных на восполнение дефицитов клиента, и добиваться прекрасных результатов за более короткое время.

 

Представляемый подход эффективен как в работе с индивидуальными проблемами взрослых людей, так и в работе с супружескими конфликтами, проблемами детско-родительских отношений, поведенческими сложностями у детей, проблемами трудоустройства и др.

 

Основоположники SFBT — Стив де Шейзер (Steve de Shazer) и Инсу Ким Берг (Insoo Kim Berg) в США, Уайт (White М.) в Австралии, Эпстон (Epston D.) в Новой Зеландии, Т. Ахола и Б. Фурман (Ahola Т., Furman В.) в Финляндии. Среди отечественных специалистов, развивающих краткосрочную позитивную психотерапии в России, ярко выделяется фигура Анатолия Михайловича Ялова. Анатолий Михайлович — носитель метода, он не только обосновал возможность его применения при лечении неврозов, но и активно сотрудничал с Беном Фурманом (даже вернее, активно его подталкивал) при издании в России его известного психотерапевтического бестселлера «Краткосрочная позитивная психотерапия» (2000), выступив автором предисловия и научным редактором. Анатолий Михайлович первым начал преподавание краткосрочной позитивной психотерапии (имеющей также и другое название — solution talk, или «беседа о решении») в нашей стране и продолжает готовить специалистов на базе современного Института Психотерапии и Медицинской Психологии им. Б.Д. Карвасарского в Санкт-Петербурге.

 

С напутствием Анатолия Михайловича теперь и я предлагаю специалистам обучиться этому замечательному методу в дистанционном формате и начать использовать его в своей работе — клинической практике, психологическом консультировании, организованной и семейной педагогике».

 

О преподавателе

 

Юрий Анатольевич Ионов — клинический психолог, имеет большой опыт в кризисном телефонном консультировании, системной семейной психотерапии, семейных расстановках, клиент-центрированной психотерапии, интегративной гипнотерапии, SFBT, тренинге, супервизии, балинтовских группах, личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии. Преподаватель Факультета психологического консультирования и психотерапии (ФПК) Института Консультативной Психологии и Консалтинга, вице-президент Российской Ассоциации Телефонной Экстренной Психологической Помощи.

 

В дополнение к описанному выше базовому курсу можно приобрести несколько индивидуальных сессий и посвятить их по своему выбору консультациям на личные темы и/или супервизиям. Это будет способствовать более глубокому постижению метода изнутри.

Вы можете познакомиться с автором и ведущим образовательной программы, а также с его публикациями, на сайте b17.ru, в Instagram, в личном блоге автора на сайте Self. Пси_студия «Личность». Предварительные вопросы приветствуются через привычные социальные сети (ВК, Facebook (@psychologist.ionov.y.a), для быстрой связи — WhatsApp +7(988)183 78 55.

 
 

Принять участие

 
 

Оформить заявку на обучение и задать любые интересующие Вас вопросы можно, позвонив нам по номеру:

+7 812 467-47-90 или написав по адресу client@ipmp-spb.ru

 

 

Санкт-Петербургский Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от «13» мая 2014 года № 0988, выданной комитетом по образованию Правительства г. Санкт-Петербурга.

Все Программы разработаны и утверждены на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности"; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».