Название цикла: Решение-фокусированный подход – SFBT (скандинавская модель) в психологической работе с семьёй

Объем цикла: 36 уч. часов.

Сроки проведения цикла: 03 июля 2021 – 03 августа 2021 года.

Стоимость:

при оплате в день начала обучения – 10 500 руб. (возможна рассрочка и индивидуальные скидки)
при оплате не позднее, чем за 1 неделю (7 дней) до начала обучения – 9 700 руб. (скидка 7%)
при оплате не позднее, чем за 4 недель (28 дня) до начала обучения – 9 000 руб. (скидка 14%)
при оплате не позднее, чем за 8 недель (56 дней) до начала обучения – 8 200 руб. (скидка 21%)
 

По итогам освоения программы будет выдано удостоверение о повышении квалификации установленного образца! Часть часов может быть зачтена в программу профессиональной переподготовки по специальности «Клиническая (медицинская) психология» (для психологов).

 

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

 

Приглашаем врачей, психологов и студентов старших курсов принять участие в программе «Решение-фокусированный подход – SFBT (скандинавская модель) в психологической работе с семьёй»! Данный цикл является 3 модулем образовательной программы «Краткосрочная позитивная психотерапия (решение-фокусированный подход – SFBT – скандинавская модель)».

 
 

Принять участие

 
 

Преподаватель:

Юрий Анатольевич Ионов — клинический психолог, имеет большой опыт в кризисном телефонном консультировании, системной семейной психотерапии, семейных расстановках, SFBT, клиент-центрированной психотерапии, интегративной гипнотерапии, тренинге, супервизии, балинтовских группах, личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии. 

Преподаватель ИПиМП им Б.Д. Карвасарского, АНО ДПО «Высшая Школа Психологии», Институтаконсультативной психологии и консалтинга (ФПК-Институт) - Institute of Counselling Psychology and Consulting.

Эксперт IСPP (Международный центр профессиональной стажировки) в SFBT (Ориентированной на решение терапии).

Вице-президент Российской Ассоциации Телефонной Экстренной Психологической Помощи.

 

В рамках курса предусмотрены:

  • подробный разбор представляемого материала;
  • презентации консультаций с обсуждением;
  • самостоятельная работа с литературой;
  • тренинг и тьюторство;
  • модуль по метавизии;
  • практика с реальными клиентами.

Акценты модуля:

  • Решение-фокусированный терапевт и семья на пороге перемен.
  • Понятие клиента в работе с семьёй. Семья в поиске решений.
  • Сложные темы в работе с семьёй.
  • Грани семьи: семья и род, социум; семья и дети; супружество, интимность. Современные тенденции устройства семьи.
  • Истории развития и перспективы семьи (от индивидуального к общему).
  • Ресурсы современной семьи. Чего мы хотим для семьи?
  • Взаимоотношения в системе психолог – семья. Место терапевта по отношению к семье.
  • Примерная схема работы с семьёй. Позитивная терапия, как поддержка семье в исследовании своих потенциалов и раскрытие ресурсов для конструктивной организации жизни семьи.
  • Задания для самостоятельной работы; формирование ко-терапевтов и выход на практику.

 

В дополнение к описанному курсу можно приобрести несколько индивидуальных сессий и посвятить их по своему выбору консультациям на личные темы и/или супервизорскому разбору своей практики. Это будет способствовать более глубокому постижению метода изнутри.

В рамках данного модуля в фокусе внимания будут три основных компонента терапевтического процесса: сам терапевт с его сильными сторонами и возможностями, клиент, которому только предстоит стать «решение-фокусированным», и отношения между ними, которые и определяют успешность работы.

Обучение традиционно имеет теоретические и практические блоки. Особенно ценным для обучающихся будет возможность выработать собственный стиль работы в краткосрочной позитивной психотерапии (КППт).

 

Для кого эта программа?

Участие в третьем модуле будет интересно и полезно специалистам, работающим не лишь в индивидуальном формате, но и готовым к встречам со всей семьёй или с её подсистемами – супружеской, родительской, детской, детско-родительской.

 

В рамках этого модуля мы:

  • Применим системный подход и рассмотрим клиента, не как отдельного человека, и даже не человека, как часть системы, но как саму систему/подсистему;
  • Освоим ряд технических приёмов, направленных на обнаружение связи черт характера с установками старших членов рода и обретение опоры клиента на свои корни в роду через признание клиентом их значения;
  • Научимся обеспечивать поддержку клиента и принятие им себя, как есть, с тем, чтобы в актуальном конфликте это заиграло новыми гранями, лишая человека бремени чувств стыда, вины, страха и придавая ему сил и уверенности в своём праве на самореализацию;
  • Настроимся, выявляя позитивные стороны личностных особенностей человека, находить им благое применение в системе в текущее время;
  • Примем, как задачу нацеливать членов семьи на переговоры касаемо своих разногласий и поддержку здоровой функциональности семьи с опорой на привлекаемые дополнительно ресурсы;
  • Приступим к формированию позитивного прогноза на жизнь семьи в разных её формах и проявлениях, рассматривая их не как лишения, но новые формы жизни…

 

В ходе этого модуля мы пройдём путешествие в исследовании возможностей конструктивной организации работы с семьёй от знакомства до прощания с нею с добрыми напутствиями.

В самом начале нас вместе с семьёй ждёт захватывающее исследование с целью понимания текущей ситуации развития семьи и оценки успешности задуманного, и поиск возможностей, как основа для последующего преобразования устройства семьи.

Далее нам предстоит пройти через тернии открытия скрытых тем, тягостных переживаний, и разрешения наиболее острых вопросов в текущем периоде, и помочь семье в обустройстве в ближайшей перспективе, пока всё так нестабильно и тревожно – этап преодоления острого кризиса семьи.

Затем мы вместе с семьёй обретём видение альтернатив и ступим на путь принятия свежих решений, которые нельзя не реализовать, когда такие радужные цели становятся доступными.

 

Учебный план

 

Тема.

Форма. Продолжительность.

Дата. Время.

1

Открытие цикла.

Представление содержательной части и организации работы в модуле.

Формирование индивидуальных профессиональных  целей подготовки.

Вводный вебинар. 30 мин.

03.07.2021

10:30-11:00

 

РАЗДЕЛ 1:

2

Акценты модуля:

  1. Решение-фокусированный терапевт и семья на пороге перемен.
  2. Понятие клиента в работе с семьёй. Семья в поиске решений.
  3. Сложные темы в работе с семьёй.
  4. Грани семьи: семья и род, социум; семья и дети; супружество, интимность. Современные тенденции устройства семьи.
  5. Истории развития и перспективы семьи (от индивидуальных к общему).
  6. Ресурсы современной семьи. Чего мы хотим для семьи?
  7. Взаимоотношения в системе психолог – семья. Место терапевта по отношению к семье.
  8. Примерная схема работы с семьёй. Позитивная терапия, как поддержка семье в исследовании своих потенциалов и раскрытие ресурсов.
  9. Задание для самостоятельной работы; формирование ко-терапевтов и выход на практику.

Погружение в психологию и психотерапию семьи.

Интерактив. 180 мин

(Плюс текст и список литературы для самостоятельного изучения).

03.07.2021
11:00-14:00

3

Первая сессия – знакомство, установление взаимоотношений, формирование интереса к работе (обоснованной надежды на лучшее), заключение контракта на поиск идей в ходе переговоров.

1 Тренинг. 60 мин.

07.07.2021

18:00-19:00

4

Отработка сессии друг с другом или с реальными клиентами.

Самостоятельная работа. 180 мин.

05 – 09.07.2021

5

Обсуждение формирующегося опыта, поддержка проб.

Формируем альтернативные истории. Поиск баланса и вариантов оптимального обустройства жизни семьи в ближайшей перспективе.

Задание для самостоятельной работы.

1 Практикум. 180 мин.

10.07.2021

10:30-13:30

 

РАЗДЕЛ 2:

6

Вторая сессия: «Что если?» – исследование мечты и движение через вероятное, возможное, альтернативное, к реальному.

2 Тренинг. 60 мин.

14.07.2021

18:00-19:00

7

Отработка сессии.

Самостоятельная работа. 180 мин.

12 – 16.07.2021

8

Углубление в темы семьи, обнаружение скрытых тем.

Исследование устройства и организации жизни семьи; понимание взаимодействия и коммуникации внутри и между подсистемами, оценка продуктивности. Предположения о ресурсах и возможных решениях.

Задание для самостоятельной работы.

2 Практикум. 180 мин.

17.07.2021
10:30-13:30

 

РАЗДЕЛ 3:

9

 Третья сессия. Зондирование и поднятие сложных тем. Поддержка и подкрепление мужества исследователей и испытателей. Выход на идеи решений. Предложение апробировать.

3 Тренинг. 60 мин.

21.07.2021

18:00-19:00

10

Отработка сессии.

Самостоятельная работа. 180 мин.

19 – 23.07.2021

11

Организация жизни семьи – ревизия, иерархизация, целеполагание, ресурсирование, договорённости и сотрудничество. Распределение ролей, зон ответственности, принятие обязательств, решение о реализации.

Задание для самостоятельной работы.

3 Практикум. 180 мин.

24.07.2021

10:30-13:30

 

РАЗДЕЛ 4:

12

Отработка сессии.

Самостоятельная работа. 150 мин.

26 – 30.07.2021

13

Четвёртая сессия. Организация процесса разрешения актуальных задач текущей ситуации в контексте развития семьи. Ресурсирование.

4 Тренинг. 60 мин.

28.07.2021

18:00-19:00

14

Демо-консультация и разбор. Обзор практики участников курса. Оценка текущего опыта и перспектив.

Задание для самостоятельной работы – завершение семейного курса КППт.

4 Практикум. 180 мин.

31.07.2021

10:30-13:30

15

Завершение работы. Оценка ресурсов и развитие от надежды к уверенности. Прощание или перезаключение контракта.

Самостоятельная работа. 180 мин.

02 – 06.08.2021

16

Присвоение опыта + планирование.

(Рефлексия, шеринг).

5 Практикум. 180 мин.

07.08.2021

10:30-13:30

17

Оценка модуля. Подведение итогов курса.

Завершающий вебинар. 60 мин.

07.08.2021

13:45-14:45

 

 

ИТОГО 2310 минут

 (51,3 академ.час.)

 

Автор и ведущий программы, Ю.А. Ионов, о методе:

«Краткосрочная позитивная психотерапия и психологическое консультирование (SFBT, КППт/Р-ФПт/ОРКТ) составляют хорошую альтернативу поведенческой, когнитивной терапии, а также глубинной, аналитической психотерапии. Как говорит мой учитель, Анатолий Михайлович Ялов, решая вопрос о начале работы в психологической практике, многие выбирают экономичный подход — попробовать то, что проще и легче, и только, если обойтись этим не удается, заняться чем-то более сложным и требующим уже серьезных затрат и времени, и усилий, и денежных средств.

В этой связи SFBT вполне отвечает ожиданиям клиентов сразу же заполучить в свои руки добротный инструмент для разрешения проблемы и изменения своей жизни, причем «дешево и сердито», не ценой многолетней работы, а обойдясь лишь 1–10 сессиями. И когда человек, располагая этим оптимальным средством, разрешает актуальные проблемы личного, семейного и даже более широкого социального характера, он обнаруживает в себе более глубокий интерес к своей личности, к личностному развитию. И в этот момент данный метод становится своеобразным мостиком к продолжительному путешествию на пути познания и совершенствования себя уже и другими средствами.

Однако нельзя сказать, что метод SFBT, апеллируя к поиску новых действий, так уж прост, что изменение затрагивает лишь новые формы поведения. Это, конечно же, не так!

Изменение, посредством беседы о решении что-то делать, затрагивает в определенной мере понимание себя, отношение как к ситуации, так и к себе, готовность на перемены, осознанную решимость, без чего иноепроявление себя в мире будет лишь подражанием некоему герою, что тоже хорошо, но останется лишь подражанием, тогда как в случае такой беседы, это новое поведение – следствие внутреннего перерождения.

В связи с этим SFBT относят к личностно-ориентированным методам работы в лучших традициях гуманистического направления.

Использование SFBT актуально при наличии проблем, требующих быстрого разрешения, когда человек в силу условий ограничен во времени (командировка, санаторий, пансионат, больница, стационар, реабилитационный центр).

Если же говорить о критических ситуациях, острых кризисных и суицидоопасных состояниях, требующих незамедлительных шагов по их урегулированию, когда времени — всего один разговор (что нередко бывает при работе в службах экстренного реагирования), этот метод просто незаменим!

Поскольку метод разговорный (одно из его названий — «беседа о решении»), он может быть успешно применен как очно, так и в условиях дистанционной работы, причем в самых разных ее формах — беседа по телефону, общение в видеорежиме, а также текстовая переписка (чат, обмен письмами).

Это связано с самим фокусом метода — фокусом на творческом поиске разрешения актуальной проблемы клиента. При этом достаточно минимального обзора собеседниками друг друга, но требуется высокая вовлеченность в процесс поиска решения, в чем клиент и заинтересован прежде всего.

Нет необходимости в тщательном наблюдении за клиентом, сличении сигналов разных каналов, обнаружении противоречий, как и в опросе, сборе анамнеза, постановке диагноза.

Однако важно организовать и всячески поддерживать творческую атмосферу поиска решения, что и обеспечивает успешность SFBT за счет выхода из области точности и правильности, области «единственно возможного», в область вероятности и альтернатив в пространстве грядущего.

 

Р.К. Назыров, выделяя решение-фокусированную психотерапию из ряда других методов краткосрочной психотерапии, описывает её не просто, как одно из ярчайших явлений, представляющих новую волну в современной психотерапии. Он описывает её, как прорывной метод, работающий в таких трудных случаях, когда все другие методы дают сбой и не позволяют стронуть с места замерший процесс! Всё это дает возможность рассматривать SFBT и как эффективное средство супер/мета-визии, чем я лично с удовольствием пользуюсь.

Вне зависимости от того, с чем обращается пациент (клиент), главная цель данного метода — способствование клиенту в формировании им альтернативного образа своего будущего. Этот образ может быть и не единственным, однако его появление подтверждает продуктивность работы.

При этом в глазах клиента часто можно наблюдать огонек азарта, энергию в потирании рук, что сигнализирует нам о его заинтересованности, готовности опробовать и даже нетерпении начать осуществление какого-то плана достижения этой новой, найденной им реальности.

Таким образом, метод целостен в своём обращении к размышлениям, эмоциональным и поведенческим проявлениям клиента, хотя и делает это через апеллирование к целям, решимости опробовать найденный вариант и ресурсам на его реализацию.

Генеральная задача — активизация ресурсов для решения психологических проблем и привлечение целого ряда саногенетических психологических механизмов, способствующих преодолению широкого круга социально-психологических проблем, а также пограничных психических расстройств.

Есть мнение, что возможности краткосрочной позитивной психотерапии недооценены профессиональным сообществом нашей страны. Этот метод прекрасно зарекомендовал себя не только в клинике невротических расстройств, но, что очень важно, он с успехом применяется в психологическом консультировании и педагогике. Он составляет яркую альтернативу современным когнитивистским и гуманистическим подходам и, наряду с ними, выступает третьим опорным методом для реализации различных программ психологического консультирования. При этом его позитивный ракурс чрезвычайно полезен для применения и в большой психиатрии, и в коррекционной педагогике, где нахождение ресурса при необратимых состояниях может выступить возможным вариантом и основой суппортивной психотерапии.

Особенностью работы в этом психотерапевтическом подходе является ориентация психотерапевтического воздействия на ресурсы человека. Внимание психотерапевта и клиента направлено на решение проблемы, а не на поиск ее причин и источников.

Вместо психоаналитических вопросов «Почему это случилось?» и «Кому отвечать?» на первое место в работе психолога и психотерапевта выходит вопрос «Что можно сделать?».

Это позволяет вовлекать в решение проблемы и социальное окружение клиента (семью, друзей, других специалистов — учителей, врачей и т.д.), что упускается в ряде многих других методов психологической работы, направленных на восполнение дефицитов клиента, и добиваться прекрасных результатов за более короткое время.

Представляемый подход эффективен как в работе с индивидуальными проблемами взрослых людей, так и в работе с супружескими конфликтами, проблемами детско-родительских отношений, поведенческими сложностями у детей, проблемами трудоустройства и др.

 

Основоположники SFBT — Стив де Шейзер (Steve de Shazer) и Инсу Ким Берг (Insoo Kim Berg) в США, Уайт (White М.) в Австралии, Эпстон (Epston D.) в Новой Зеландии, Т. Ахола и Б. Фурман (Ahola Т., Furman В.) в Финляндии.

Среди отечественных специалистов, развивающих краткосрочную позитивную психотерапии в России, ярко выделяется фигура Анатолия Михайловича Ялова.

Анатолий Михайлович Ялов — носитель метода, он не только обосновал возможность его применения при лечении неврозов, но и активно сотрудничал с Беном Фурманом (даже вернее, активно его подталкивал) при издании в России его известного психотерапевтического бестселлера «Краткосрочная позитивная психотерапия» (2000), выступив автором предисловия и научным редактором.

Анатолий Михайлович первым начал преподавание краткосрочной позитивной психотерапии (имеющей также и другое название — solution talk, или «беседа о решении») в нашей стране и продолжает готовить специалистов на базе современного Института Психотерапии и Медицинской Психологии им. Б.Д. Карвасарского в Санкт-Петербурге.

С напутствием Анатолия Михайловича теперь и я предлагаю специалистам обучаться этому замечательному методу в дистанционном формате и начать использовать его в своей работе — клинической практике, психологическом консультировании, организованной и семейной педагогике».

 
 

Принять участие

 
 

 

Оформить заявку на обучение и задать любые интересующие Вас вопросы можно, позвонив нам по номеру:

+7 812 467-48-87 или написав по адресу client@spb-ipmp.ru

 

Санкт-Петербургский Институт психотерапии и медицинской психологии им. Б.Д. Карвасарского осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от «13» мая 2014 года № 0988, выданной комитетом по образованию Правительства г. Санкт-Петербурга.

Все Программы разработаны и утверждены на основании требований к образовательным программам дополнительного профессионального образования в соответствии с Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490 "О лицензировании образовательной деятельности"; Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».